В период с 2005 по 2007 год темпы роста рынка автосервисов в денежном выражении находились на уровне 15-20%. По данным «Рестко-Холдинг», объем рынка автосервисов в России в 2006 году составил 13.5 млрд.$ (с учетом продаж запчастей) против 11,25 млрд. $ в 2005 году ( http://www.restko.ru/market/1750). Объем оказанных ремонтных услуг составил 8 млрд.$ за 2007 год и около 9,6 млрд.$ за 2008 год (с учетом услуг «гаражных» мастерских) ( http://www.auto-portal.su/work.pl?go=market&act=2&subact=6 ). Ремонтные услуги официальных автосервисов составили 81 млрд. руб. за первое полугодие 2008 года (или около 3,37 млрд.$), (по данным АМИКО, http://www.bsplan.ru/marketing.phtml?a=research&id=48) (рис.1).
( http://www.bsplan.ru/marketing.phtml?a=research&id=48; http://www.auto-portal.su/work.pl?go=market&act=2&subact=6)
Основным фактором роста рынка стало, прежде всего, увеличение числа автомобилей в стране. Пик продаж новых автомобилей пришелся на 2007 год и составил около 2,8 млн. штук, а общее количество автомобилей выросло до 38 млн. штук, т.е. машину теперь имеет каждый четвертый россиянин (по данным министерства транспорта РФ, http://www.autonews.ru/automarket_news/index.shtml?2008/02/13/1330505 ).
Кроме того, положительное влияние на рынок оказывают общие для развивающейся экономики тенденции: ускорение темпа жизни, повышение общего уровня покупательской способности населения, уход покупателей с открытых рынков в цивилизованную розницу.
Эти цифры существенны для России, но несопоставимо ниже, чем в развитых странах Европейского Союза. Объем европейского рынка авторемонтных услуг составляет около 40 млрд.евро (по данным за 2004 год), а с учетом продажи запчастей 100 млрд.евро. За год в объединенной Европе продается свыше 15 млн. новых автомобилей, а общее число автомобилей составляет более 205 млн. штук на 407 млн. жителей ( http://www.remontauto.ru/?p=11&z=648).
Существующее количество автосервисов в России не удовлетворяет все возрастающие потребности. По данным АМИКО за 2006 год, в России имеется около 7,5 тыс. автосервисов и около 1/3 из них расположены в Москве. (http://marketpublishers.ru/report/business_finance_insurance/business_services/russian_market_of_service_centers.html). Для сравнения, в Евросоюзе действует около 350 тыс. малых и средних предприятий по ремонту и продаже автомобилей. Из них более 232 тыс. независимые авторемонтники (по данным за 2004 год, http://www.remontauto.ru/?p=11&z=648).
По данным за 2007 год, наибольшую долю в структуре рынка технического обслуживания автомобилей в России занимают независимые автосервисы (одиночные и сетевые), их доля составляет порядка 60%. Далее идут авторизированные (дилерские) техцентры с долей в 25%. Менее всего представлены на рынке индивидуальные мастерские, чья доля составляет около 15% (Рестко-Холдинг, http://www.restko.ru/market/1750). (Рис.2)
Можно отметить, что на величину того или иного сегмента активно влияют экономические и социальные факторы конкретно взятого региона. По мере того, как от региона к региону экономическая ситуация ухудшается, доля фирменных сервисных центров и независимых автоцентров становится меньше, а доля индивидуальных мастерских пропорционально возрастает. Так, по данным компании «РБК», доли основных игроков рынка автосервисных услуг Воронежской области выглядят следующим образом: независимые автосервисы – 70%, индивидуальные мастерские – 20%, и авторизированные техцентры -10% (http://www.auto-portal.su/work.pl?go=market&act=2&subact=6)(Рис.2).
Противоположная ситуация по сравнению с Европой. Например, в Германии по данным за 2003 год, большую часть рынка занимают дилеры – 50%, независимые ремонтники – 25%, а остальные 25% - сервисы при заправках и самодельщики (http://www.remontauto.ru/?p=11&z=648) (Рис.2).
(Рестко-Холдинг, 2007г., http://www.restko.ru/market/1750, http://www.remontauto.ru/?p=11&z=648)
Авторизированных сервисов в России пока немного, также как и их клиентов, чему виной очень высокие цены на услуги. В результате говорить о какой-то серьезной конкуренции внутри этого сегмента не приходится. По данным АМИКО за 2008 год, наибольшую дилерскую сеть сервисных центров в России имеет Ford, а также Корейская Kia (Sokia) и GM. По количеству проданных автомобилей на один дилерский центр лидером является Toyota. Затем идут Nissan, Mazda, Hyundai и Chevrolet (http://www.bsplan.ru/marketing.phtml?a=research&id=48).
Наиболее остро вопрос конкуренции стоит именно в сегменте независимых автосервисов, который все еще пребывает достаточно в анархическом состоянии. Брендов в данном сегменте, как и на рынке в целом, нет, чему виной, в том числе и практически отсутствие сетей автотехцентров. По данным за 2007 год, на российском рынке действует только одна сеть автосервисов федерального масштаба – это «Bocsh Service», которая насчитывает более 190 пунктов технического обслуживания автомобилей в более чем 70 городах России. Более того, в стратегические планы компании входит увеличение числа автосервисов до 5% от общего количества станций технического обслуживания. Второй по размерам является сеть автосервисов МВО, которая насчитывает 22 станции в Москве и Санкт-Петербурге. Отличительной особенностью сети является специализация на услугах шиномантажа и балансировки, а также на смазочно-заправочных работах. В обеих этих сетях созданы учебные центры по обучению сотрудников автосервисов, что призвано решить проблемы с квалифицированным персоналом. Третья сеть «Юнит» создана для обслуживания автомобилей BMW и Mercedes-Benz и насчитывает только 3 центра в Москве. В этом сегменте присутствуют и, так называемые, «псевдосети». В этих случаях предоставляющая марку зарубежная компания использует российских партнеров, главным образом для повышения сбыта своей продукции, отдавая им определенные преференции и требуя взамен использовать в интерьере компании свою торговую марку. Подобные отношения выгодны и для российских партнеров, однако никакого контроля качества услуг и вообще организованной маркетинговой политики, что является ключевым условием для развития сети и брэнда, подобные взаимоотношения не предусматривают. Считать это хотя бы полноценной франчайзинговой сетью затруднительно (Рестко-Холдинг, http://www.restko.ru/market/1750; по данным http://www.auto-portal.su/work.pl?go=market&act=2&subact=6).
Иностранные сети автосервиса не стремятся пока на российский Рынок. Кроме BOSCH AUTO SERVICE, которая уже работает на нашем рынке, лидерами в Европе являются сервисные сети AUTOFIT, 1А AUTO-SERVICE, PIT-STOP AUTO SERVICE. Эти сети созданы производителями запасных частей и оборудования или крупнейшими оптовыми компаниями при содействии соответствующих союзов и ассоциаций (http://www.remontauto.ru/?p=11&z=648).
Индивидуальные мастерские (самодельщики), не имеющие достаточной квалификации для проведения ремонтных работ, создают дополнительную конкуренцию на рынке и отбирают клиентов у профессиональных автосервисов. Некий контроль за такими игроками пытаются установить профессиональные ассоциации, которые разрабатывают технические стандарты для проведения различных работ. В настоящее время подобную деятельность нельзя оценить как успешную. Отсутствие внятного законодательства позволяет беспрепятственно частным мастерам самостоятельно оказывать услуги по авторемонту. Тот факт, что они не платят налогов, аренды и т.п. позволяет им предлагать услуги по мелкому ремонту по более привлекательным ценам, существенно усложняя деятельность официально зарегистрированным компаниям.
На рынке существуют различные варианты развития сети предприятий автосервиса, например расширение сети отдельных специализированных станций по каждой марке автомобилей, станций по обслуживанию отдельно автомобилей малого класса и среднего класса, создание универсальной станции по обслуживанию всех марок автомобилей и др.
На сегментацию по специализации также основное влияние оказывают уровень экономического развития и географическое положение федерального округа, а также социальная ситуация в регионе (Рис.3)
(Источник: анализ Russian Automotive Market Research (НАПИ). http://www.napinfo.ru/ru/2/19/23/314/?nid=807&a=entry.show)
Средний оборот одного автосервиса составляет: в авторизированных центрах – около $ 140-150 тыс. в месяц; в независимых автосервисах – около $ 40-50 тыс. в месяц; в индивидуальных мастерских – около $ 8-10 тыс. в месяц (http://www.auto-portal.su/work.pl?go=market&act=2&subact=6).
Автосервис, имеет свой высокий сезон, отмечаемый повышенным интересом автовладельцев к услугам авторемонта, который начинается в сентябре (Рис.5).
(по данным исследования Маркетинговой службы сети ТЕХКОНТРОЛЬ.
http://www.avto-service.info/articles.php?id=2 ).
Всеми СТО отмечается всплеск интереса к автомобилям в марте и апреле, но это скорее касается продаж автомобилей, а не авторемонта. Интерес автомобилистов к автосервисам имеет максимальное значение в феврале и затем всю весну плавно снижается. На переломе весна-лето кривая интереса достигает годовых минимумов и остается на этом уровне вплоть до сентября. В сентябре начинается уверенный рост с перерывом на новогодние праздники, который продолжается до февраля. Уровень февраля в полтора раза превышает уровень августа.
Динамика сезонного роста спроса отличается по видам работ. Так, в отличие от большинства видов авторемонта, ремонт глушителей не имеет сезонных колебаний, зато испытывает небольшие скачки и падения ежемесячно. Также, существует услуга, интерес к которой растет невзирая на сезонность. Речь идет об удалении вмятин без нарушения лакокрасочного покрытия по технологии PDR. Последние 11 месяцев наблюдается стабильный рост интереса к услуге, который в относительном исчислении увеличился вдвое с сентября 2008 года по август 2009 года. Освоение технологии PDR на базе действующих автосервисов почти наверняка будет успешным с точки зрения востребованности клиентами (http://www.avto-service.info/articles.php?id=2).
После кризиса негативные тенденции отмечаются во всех сегментах российского рынка автосервисных услуг, включая как сектор авторизованных сервисных станций, так и независимых СТО. При этом положение авторизованных компаний отличается сегодня гораздо большей стабильностью. Когда закончится срок гарантийного обслуживания новых иномарок, многие автовладельцы могут перейти на обслуживание в независимые сервисные станции. Впрочем, подобная тенденция отмечалась и до кризиса. Но тогда для потребителей цена предоставляемых услуг не играла столь существенной роли, как это происходит сейчас. Одной из главных причин оставить машину на обслуживании в авторизованных СТО являлся уровень качества выполняемых работ. В современных условиях финансовой нестабильности фактор цены выходит на первый план. Поэтому риск потерять существующих клиентов у авторизованных станций существенно возрастает, а возможность увеличить количество вновь пришедших, сегодня, при снижающихся продажах новых иномарок, резко уменьшается. Таким образом, один из путей сохранения стабильности авторизованных сервисных станций связан с удержанием существующих клиентов за счет различных преимуществ, включая ценовые. ( http://www.napinfo.ru/ru/2/19/23/314/?nid=807&a=entry.show ).
Что касается перспектив независимых автосервисов в России, то такие организации может ожидать несколько вариантов развития. Первый путь – связан с продолжением дальнейшей деятельности сервисов-одиночек. Этот вариант, является наименее затратным, т.к. основные инвестиции направляются только на собственное развитие. Однако одиночным независимым автосервисам, которые занимают существенную долю, с каждым годом становится все труднее выживать на рынке (http://www.napinfo.ru/ru/2/19/23/314/?nid=807&a=entry.show)
Второй вариант связан с объединением независимых сервисов-одиночек в сети автосервисов. При этом в более выгодном положении с точки зрения затрат по продвижению марки окажутся сети независимых автосервисов в небольших городах, куда еще не успели придти крупные сетевые компании с известными мировыми или российскими брендами (http://www.napinfo.ru/ru/2/19/23/314/?nid=807&a=entry.show).
Третий вариант развития независимых автосервисов сводится к работе по франчайзинговым схемам. В наиболее выгодном положении окажутся сервисы-франчайзи, которые работают в относительно крупных городах, где, с одной стороны, автовладельцы располагают достаточным уровнем дохода, чтобы не ремонтировать машину в гаражных мастерских. С другой стороны, в таких городах, в отличие от мегаполисов, не столь высок уровень конкуренции. Работа таких предприятий в небольших населенных пунктах с невысоким экономическим потенциалом, скорее всего, не принесет особой прибыли.
Четвертый вариант, который может ожидать независимые автосервисы, связан с их переориентацией на другие виды деятельности, характеризуемые гораздо большей стабильностью и прибыльностью. По сути, такой путь будет свидетельствовать о несостоятельности этого бизнеса в существовавших условиях ( http://www.napinfo.ru/ru/2/19/23/314/?nid=807&a=entry.show).
Выводы:
1. Российский рынок сервисных услуг, еще совсем недавно испытывавший существенный рост, под влиянием кризиса снижает свою динамику.
2. По формату большинство автосервисов являются одиночными, сетевых автосервисов под одним брендом практически нет. Тем не менее, существуют предпосылки к консолидации.
3. Больше половины автосервисных предприятий является универсальными и обслуживают все марки автомобилей, независимо от страны производства.
4. Основной оборот автосервисам приносят услуги по покраске автомобилей, а также кузовные, слесарные работы и продажа запчастей.
5. Наибольший спрос на услуги автосервисов начинается в сентябре и доходит до пика в феврале.
6. В условиях кризиса, основная задача авторизированных (дилерских) центров, удержать существующих клиентов, за счет снижения цен на услуги.
7. После кризиса, возможны различные варианты развития независимых СТО: продолжение деятельности сервисов-одиночек или их объединение, работа с франчайзинговыми схемами или переориентация на другие виды деятельности.