Обзор российского рынка жидкокристаллических телевизоров
Обзор российского рынка жидкокристаллических телевизоров
Телевизоры, в зависимости от технологии, на данный момент можно разделить на 4 типа: обычные с электронно-лучевой трубкой (ЭЛТ), проекционные (в качестве источника изображения может использоваться ЭЛТ, ЖК-панель или проектор), плазменные и жидкокристаллические (ЖК). Безусловными лидерами среди технологий, как в мире, так и в нашей стране сегодня являются жидкокристаллические и плазменные телевизоры.
Жидкокристаллические телевизоры - это высокотехнологичные устройства, очень тесно соприкасающиеся с рынком интернет-технологий и быстро перенимающие из него все самое новое.
Плоскопанельные приемники телевизионного сигнала вырвались вперед в нашей стране относительно недавно, отстав от ведущих стран Азии Америки и Европы, по меньшей мере, на два года. Подобный почти взрывной интерес россиян, к телевизорам созданным по новым технологиям вполне понятен – устаревает парк ЭЛТ-телевизоров, с развитием медийных технологий и Интернета в стране возросло количество пользователей HDTV и получивших доступ к видео в формате HD.
На рынке сегодня не осталось ни одной технологии визуализации способной всерьез потеснить ЖК или Плазму. Пройдет всего несколько лет, они будут производиться миллионами, а устаревшие ЭЛТ-телевизоры вынуждены будут полностью уступить рынок. В связи с этим, рынок телевизоров многие эксперты рассматривают как некую форму противостояния этих двух технологий. Здесь, как и на рынке мониторов, все время происходит очень быстрое обновление и постоянная модернизация технологий (по материалам статей «Жидкокристаллические телевизоры: обзор рынка», http://www.atlant.ru/opt/articles/analitika/62200509052264/ и «Рынок ЖК и плазменных телевизоров», http://www.hifinews.ru/article/details/9839.htm ).
Замена ЭЛТ-телевизоров производится на планете преимущественно ЖК-телевизорами, так как притязательный пользователь уже перешел на плоскопанельный телевизор, а тому, кто хочет избавиться от старого кинескопного аппарата, слишком большой телевизор не нужен и он останавливается на моделях до 40 дюймов, а это, как правило, ЖК-телевизор. Поэтому эксперты считают, что индустрия телевизионных систем на основе жидкокристаллической матрицы будет переживать в ближайшие годы подъем во всем мире (по материалам статей «Рынок ЖК и плазменных телевизоров», http://www.hifinews.ru/article/details/9839.htmи «Популярность ЖК-телевизоров растет», http://www.3dnews.ru/tags/ ).
Сегодня мировой рынок плоскопанельных телевизоров ЖК и плазменная технология делят примерно в соотношении 1/4 плазма, и 3/4 «жидкие кристаллы» (рисунок 1).
Рисунок 1.
Структура мирового рынка плоскопанельных телевизоров *
* источник данных – статья «Рынок ЖК и плазменных телевизоров», http://www.hifinews.ru/article/details/9839.htm
На мировом рынке лидируют 10 крупных компаний, на которые приходится 96% всех продающихся систем. При этом к 2010 году объем поставляемой продукции от наиболее именитых брэндов увеличится на 35%. Лидером является южнокорейская компания Samsung Electronics, которая в 2009 году поставит в продажу около 25 млн телевизионных систем – 19% от общемирового показателя. К 2010 году количество поставляемых телевизоров Samsung увеличится до 35 млн устройств, что на 28% выше показателей года нынешнего (по материалам статьи «Популярность ЖК-телевизоров растет», http://www.3dnews.ru/tags/).
В нашей стране плазменные телевизоры в диагонали от 37 дюймов всегда составляли большую конкуренцию жидкокристаллическим телевизорам. Согласно результатам анализа предложений на рынке интернет-торговли обеих столиц и крупнейших городов России, видно, что количество предложений телевизоров с большим экраном (от 42 дюймов), как ЖК, так и плазмы, примерно одинаково. В доле рынка жидкокристаллических телевизоров основное количество продаж приходится на диагонали от 32 до 37 дюймов, чуть меньшее на диагонали 26 дюймов и еще меньшее на 22-дюймовые аппараты. Большие же экраны в ЖК-телевизорах (от 40 до 50 дюймов) продаются примерно в треть от всего рынка ЖК, хотя это соотношение в последнее время быстро меняется (по материалам статьи «Рынок ЖК и плазменных телевизоров», http://www.hifinews.ru/article/details/9839.htm).
К основным тенденциям на телевизионном рынке в России эксперты компании "М.Видео" относят существенный рост в категории ЖК-телевизоров со светодиодной подсветкой (их также называют LED-телевизорами). На сегодняшний день доля LED достигла 3%, а к концу года может увеличиться до 5-6%. Технология 200 Гц, несмотря на то, что представлена всеми производителями, серьезной доли не имеет из-за высокой стоимости аппаратов, которые ей оснащены.
Эксперты отмечают также, что активный рост наблюдается в сегменте аппаратов Full HD (1920x1080), которые имеют диагональ от 32 до 70 дюймов, их доля по итогам года достигла почти 14% в натуральном выражении. В настоящее время (по результатам 41-й недели 2009 года) доля Full HD на российском рынке составила 50% в штуках и более 60% в денежном выражении, что в 2,5 раза выше, чем в прошлом году (по материалам статей «Аналитическая компания ITResearch объявила итоги продаж на российском рынке жидкокристаллических телевизоров в 2008г.», http://www.rosinvest.com/news/525465/ и «Россия: продажи ЖК-телевизоров стремительно растут», http://broadcasting.ru/newstext.php?news_id=61947).
На рынке телевизоров есть свои лидеры, и есть свои аутсайдеры. Однако часто низкие продажи обуславливаются не очень хорошим финансовым состоянием производителя и потому экономящем на продвижении своих аппаратов. Так, например компания Pioneer покидающая рынок телевизоров, изготавливала одни из лучших телевизоров в мире, но это не спасло ее от финансовых трудностей и в итоге откате на позиции аудиобренда.
По данным аналитического агентства DisplaySearch, в России в феврале 2009 года максимальные продажи ЖК-телевизоров по всем диагоналям были у компании Samsung, доля которой более 31% (рисунок 2). Это имя российским потребителям давно известно. Корейские бренды имеют такие преимущества, как, например, собственные производственные линии. Это позволяет им лучше контролировать издержки и устанавливать на продукты более доступные цены, что в эпоху экономического кризиса потребитель, безусловно, ценит.
На втором месте за тот же период была голландская компания Philips со своими 18,5 %, на остальных местах шли последовательно Toshiba, Sony, LG и Sharp. У последнего доля рынка составляла чуть более 5% (по материалам статей «Россия: продажи ЖК-телевизоров стремительно растут», http://broadcasting.ru/newstext.php?news_id=61947и «Рынок ЖК и плазменных телевизоров», http://www.hifinews.ru/article/details/9839.htm).
Рисунок 2.
Доли рынка основных игроков на российском рынке ЖК-телевизоров (февраль 2009 года) *
* источник данных - статья «Рынок ЖК и плазменных телевизоров», http://www.hifinews.ru/article/details/9839.htm Что же касается отечественных брендов, то они уже давно страдают от отсутствия финансовой силы и поддержки. Российские потребители просто не знают о существовании современной российской электроники, поэтому и покупают иностранные телевизоры, переплачивая за зарубежную марку в 1,5 раза. Однако аналитики iSuppli уверены, что с сильной маркетинговой стратегией и конкурентоспособными ценами российские бренды могут поспорить с мировыми производителями на внутреннем рынке (по материалам статьи «Российский рынок ЖК-телевизоров растет», http://www.dailycomm.ru/m/5771/).
По мнению экспертов и участников рынка, несмотря на мировой финансовый кризис, рынок ЖК-телевизоров в ближайшие годы продолжит расти как в мировом, так и в национальном масштабе. Мировой спрос на ЖК-телевизоры в период с июля по сентябрь 2009 г. достиг рекордного значения, чему способствовали низкие розничные цены на этот тип устройств. Эксперты ожидают, что мировые продажи ЖК-телевизоров в 2010 г. увеличатся на 10–15% по сравнению с 2009 годом и достигнут 155 млн единиц.
Восстановление экономики в целом приведет к росту потребительского спроса. В целом производители ЖК-телевизоров смотрят в 2010 г. с оптимизмом и уже сейчас ведут переговоры об объемах поставок панелей для будущих устройств. Спрос на подобные телевизоры в США по итогам первой половины 2009 г. превысил ожидания, что оказало благоприятное влияние на рынок в целом. Мировые продажи ЖК-телевизров в этот период достигли 56 млн единиц. А если учитывать также продажи мониторов со встроенными тюнерами (MoniTV), то общее число составит 64 млн штук. Во второй половине года продажи, как правило, возрастают. Поэтому по итогам всего 2009 г. предполагается, что они превысят отметку в 130 млн телевизоров.
Прогноз подтверждает ожидания экспертов из отраслевой аналитической компании DisplaySearch, хотя их цифры несколько отличаются от указанных выше. Согласно данным этой организации, продажи ЖК-телевизоров в будущем году увеличатся на 16,5% до 148 млн штук по сравнению с ожидаемым объемом продаж в 127 млн ЖК-телевизоров по результатам текущего года (по материалам статей «Производители ЖК-телевизоров в 2010 г. ожидают увеличения спроса на устройства», http://job4it.net/news/?p=6963 и «ЖК-телевизоры стали рекордно популярны», http://www.cnews.ru/news/top/index.shtml?2009/11/20/370402).
Что касается спроса на ЖК-телевизоры в России, то по данным одних исследовательских агентств, спрос на них начал снижаться в конце 2009 года. Однако эксперты, придерживающиеся этого мнения, отмечают, что в пользу ЖК-телевизоров играет постоянно снижающаяся цена и востребованность. В сочетании с мощной рекламой эти факторы должны помочь производителям выстоять.
Эксперты других агентств отмечают, что спрос на ЖК-телевизоры продолжил расти. Объясняется данная позиция тем, что в России ЖК-телевизор — это символ финансового достатка. Российские потребители с трепетом относятся к своему имиджу в глазах окружающих, и ЖК-телевизор — как раз та вещь, которой можно похвастаться перед соседями или родственниками. Они отмечают, что это единственная категория телевизоров, спрос на которую в России идет вверх. "Плазму" и кинескопные ТВ стали покупать реже. Здесь стоит отметить, что определенную долю покупок новых ЖК-телевизоров формируют потребители, которые отказываются от устаревших устройств, основанных на катодно-лучевых трубках, и мигрируют на более современные устройства, поддерживающие разрешение высокой четкости.
Настроенные оптимистично эксперты также отмечают, что если бы не рецессия, в 2009 году рынок ЖК-телевизоров вырос бы существенно, поскольку и развитые, и развивающиеся регионы демонстрировали быстрорастущий спрос на эти устройства. Ожидалось, что экономический спад продлится несколько кварталов, и не будет иметь столь серьезных последствий (по материалам статей «iSuppli говорит о продажах ЖК-телевизоров в 2009 году», http://www.3dnews.ru/tags/, «iSuppli: поставки LCD-телевизоров будут расти, несмотря на кризис», http://job4it.net/news/?p=344 и «Россия: продажи ЖК-телевизоров стремительно растут», http://broadcasting.ru/newstext.php?news_id=61947).
По данным аналитической компании iSuppli, в 2009 г. в России будет продано около 5 млн телевизоров на жидких кристаллах против 4,4 млн в прошлом году. Таким образом, рост составит 13,6%. Сегмент ЖК-телевизоров является единственным сектором отечественного рынка, который продолжает расширяться, когда как поставки плазменных и кинескопных ТВ только падают в текущем году.
По прогнозам аналитической компании iSuppli, в 2013 г. продажи ЖК-телевизоров в России вырастут в сравнении с 2009 г. практически в 2 раза — до 9,6 млн штук. Выручка от продажи таких устройств в 2013 г. составит $5,7 млрд в сравнении с $3,1 млрд в 2008 г. (по материалам статей «Российский рынок ЖК-телевизоров растет», http://www.dailycomm.ru/m/5771/ и «Россия: продажи ЖК-телевизоров стремительно растут», http://broadcasting.ru/newstext.php?news_id=61947).
Рисунок 3.
Динамика российского рынка ЖК-телевизоров и прогноз аналитической компании iSuppli *
* источник данных – статья «Российский рынок ЖК-телевизоров растет» http://www.dailycomm.ru/m/5771/
Основные выводы:
Рынок телевизоров постоянно развивается. В разные периоды развития рынка различные технологии и производители вырывались вперед и держали рынок. В картину последних лет внес свои коррективы мировой финансовый кризис.
Единственный реальный конкурент ЖК-телевизорам - плазменные панели, но они имеют жесткое технологическое ограничение снизу по размерам экрана и в силу этого отрезаны от действительно массового рынка. Сегодня мировой рынок плоскопанельных телевизоров ЖК и плазменная технология делят примерно в соотношении 1/4 плазма, и 3/4 – ЖК. Однако факт того, что за ЖК-телевизорами – будущее, ни у кого из экспертов не вызывает сомнений.
Стабильный спрос на ЖК-телевизоры последних лет обусловлен заменой ЭЛТ-аппаратов, и достижением в 2008 г. привлекательных ценовых уровней, которую не смогли сразу "сломать" произошедшие в конце года падение покупательной способности, проблемы розничных сетей и проблемы с потребительским кредитованием.
Россияне рассматривают ЖК-телевизор прежде всего как символ финансового достатка. Сегмент ЖК-телевизоров является единственным сектором отечественного рынка, который продолжает расширяться, когда как поставки плазменных и кинескопных ТВ только падают в 2009 году.
Максимальные продажи ЖК-телевизоров по всем диагоналям в 2009 году как в мировом, так и в национальном масштабе отмечены у компании Samsung.
Мировой финансовый кризис не остановил рост рынка ЖК-телевизоров. Однако ряд экспертов полагают, что если бы не мировой кризис, в 2009 году рынок ЖК-телевизоров вырос бы еще больше, поскольку и развитые, и развивающиеся регионы демонстрировали быстрорастущий спрос на эти устройства.