Генри Форд изобрёл автомобиль уже больше века назад. Сначала машина являлась огромной роскошью, и ездили на них только те люди, у которых были большие деньги и высокое положение в обществе. Сейчас же машина для большинства людей не роскошь, а необходимость. В наши дни машина может отражать статус и положение в обществе своего обладателя, а может являться простым и удобным средством передвижения.
Сейчас между автопроизводителями во всём мире идёт настоящая «война» за покупателя. Все крупные производители постоянно выпускают новые модели, стараясь заинтересовать дизайном кузова, элементами отделки, интерьером салона и используемыми в производстве материалами. Некоторые модели отдельных производителей выходят единичными экземплярами и собираются вручную.
В последние годы российский автомобильный рынок переживает настоящий бум. Крупнейшие автомобильные концерны строят заводы по производству машин по всей России и заявляют о своих амбициозных планах выпускать 20 – 100 тыс. машин в год. Сейчас многие эксперты считают российский автомобильный рынок самым перспективным в мире. По мнению экспертов компании Renault, российский автомобильный рынок в ближайшие пять-шесть лет вырастет вдвое и достигнет уровня 4 млн. машин в год. Быстрее всего будет расти сегмент автомобилей от 12 до 20 тыс. дол. Ключевыми факторами успеха на российском рынке, по мнению экспертов отрасли, является местное производство автомобилей, адаптированных к особенностям российского рынка, высокий уровень локализации производства, создание конкурентоспособной системы снабжения и развитая дилерская сеть с высоким доходом (по материалам: http://www.finmarket.ru/z/nws/news.asp?id=765814&hot=775945 ).
Однако большинство экспертов считают, что российский автомобильный рынок в «советской версии» умер. Их мнение основано на том, что все крупнейшие автопроизводители страны заключили партнёрские отношения с иностранцами. На сегодняшний день в России организованы производства в шести регионах страны (рисунок 1). В последние годы в России организовываются новые «детройты», так, в Ленинградской области на сегодняшний день собираются шесть марок из различных стран (Японии, Германии, Южной Кореи, США). А в Калуге кроме Volkswagen, строится сборочное производство грузовых автомобилей и тяжёлой техники от шведского автогиганта Volvo. Кроме того, определяется с местом строительства французско-японский консорциум Peugeot Citroen и Mitsubishi. Они выбирают между Калужской и Нижегородской областями. Производители, организовавшие сборку своих моделей на территории России, могут снижать цены вплоть до 20% по сравнению с такими же моделями, ввозимыми из-за рубежа. Позволяет им это сделать существенное снижение издержек на производство, но пока производители не торопятся этого делать и для конечного потребителя машина обходится максимум на 10% дешевле по сравнению с «иностранцем». Но конкуренция, которая всё сильнее обостряется с каждым годом, в конечном счёте, заставит идти навстречу потребителю, снижая цены, предлагая выгодные кредитные программы. По определённым данным, некоторые иностранные производители, такие как General Motors и Ford, задумываются о строительстве вторых заводов.
Потребитель же всё меньше отдаёт предпочтение отечественным машинам и приобретает «иностранца» собранного в России или «чистую» иномарку. Так за последние полные шесть лет (с 2002г. до 2007г.) отечественный автопром потерял 50% своих потребителей (рисунок 2). В последние годы цены на бюджетные иномарки вплотную приблизились к ценам исконно русских машин, а где-то даже и ниже. Поэтому потребитель всё чаще делает выбор в пользу иностранной машины, больше доверяя иностранному качеству и дизайну.
Рисунок 2. Доли новых иномарок в общем объёме продаж
Источник: PrincewaterhouseCoopers, (по материалам http://www.runewsweek.ru/theme/?tid=161&rid=2476).
Для АвтоВАЗа, крупнейшего автозавода в России, самыми активными рынками сбыта для автомобилей Lada остаются Поволжье и Центральный федеральный округ – здесь реализуется до 60% продукции АвтоВАЗа. На Юг России приходится около 15%, Урал и Сибирь «забирают» еще 17%. В Северо-Западный федеральный округ уходит около 10%, а вот на Дальнем Востоке реализуется лишь не более 0,5% автомобилей Lada.
По итогам первого полугодия 2008г. Россия занимает 13 место в мире по объёмам производства. За полгода в стране было произведено 1 млн. 660тыс. автомобилей, что составляет 2,3% от общемирового объёма. В рейтинге крупнейших мировых производителей, три отечественных завода заняли следующие позиции АвтоВАЗ – 19 место, ГАЗ – 30-е, УАЗ - 47-е – из 50 возможных. В пятерке лидеров оказались: GM, Toyota, Volkswagen, Ford, Honda. Кроме произведённых автомобилей на территории страны, до 2 млн. машин ежегодно ещё ввозится из-за границы и их число постоянно увеличивается.
Увеличиваются и объёмы производства иномарок собранных в России. На июнь 2008 года в России заключено 25 соглашений с основными мировыми производителями из Японии, Южной Кореи, Италии, Франции, США и Германии и действующими российскими заводами по организации сборки более 50 моделей автомобилей иностранных марок. По данным Департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Минпромторга РФ, иномарки российской сборки на сегодняшний день занимают 19% отечественного рынка (по материалам http://www.sostav.ru/news/2008/08/29/2/).
В последние годы среди легковых автомобилей лидерами на российском рынке являются три марки: Chevrolet, Hyundai и Ford. Но японские автоконцерны всё больше наступают на «пятки» лидерам, в первую очередь это Toyota. В 2008 году с января по август в стране было продано 1,43 миллиона иномарок, что на 43% больше по сравнению с аналогичным периодом в 2007 году (таблица 1).
Таблица 1. Десятка лидеров по объемам продаж иномарок за восемь месяцев 2008 г.
Источник: комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в РФ ( http://www.sostav.ru/news/2008/09/12/50/)
По итогам первого полугодия 2008 года, самыми популярными моделями среди легковых машин, по сведениям АЕБ в России, стали Ford Focus (его продажи составили 46,4 тысячи автомобилей, но его продажи, по сравнению с объёмом продаж в аналогичном периоде в 2007 году, не выросли), Chevrolet Lacetti (45 тысяч, рост на 155%) и Renault Logan (41 тысяча, рост на 32%). Согласно исследованию АЕБ, в 2008 году продалось почти 340 тыс. машин японских марок, и прежде всего это Toyota, Nissan и Mitsubishi. Для Nissan и Mitsubishi российский рынок является приоритетным и самым крупным по числу продаваемых машин (по материалам http://www.sostav.ru/news/2008/07/11/kot05/).
По мнению участников рынка, одним из самых перспективных направлений в России по типу кузова являются лёгкие и быстрые внедорожники или кроссоверы. Поэтому на недавно прошедшем автосалоне в Москве, были представлены Mitsubishi Pajero Sport и Mazda Kazamai, разработанные в первую очередь с прицелом на российский рынок. Также состоялась мировая премьера бронированного BMW X5 Security, который тяжелее обычного Х5 всего на 300 кг., за счёт применения сверхлёгких материалов, а АвтоВАЗ представил разработанную в содружестве с иностранными партнёрами, Lada C-Cross, только пока неизвестно когда эта машина пойдёт в серийное производство. Кроме того, в Калуге на заводе Volkswagen собирается модель Tiguan, опять же созданная для российских потребителей, а в Шушарах (Ленинградская область) собирается последний внедорожник от Suzuki, ставший очень популярным Suzuki Grand Vitara.
В 2007 году российский рынок легковых автомобилей увеличился более чем на 30% по сравнению с 2006 годом, и достиг уровня 2,585 млн. авто. Основной рост продаж обеспечили иномарки, продажи которых увеличились на 61% по сравнению с прошлым годом. Участники рынка отмечают, что продажи многих моделей были ограничены квотами, установленными автопроизводителями, поэтому конечный результат мог быть ещё более внушительным. Крупнейший производитель страны АвтоВАЗ за 2007 год реализовал 663,5 тыс машин, что на 6,2% больше показателя прошлого года. Продажи автомобилей УАЗ также увеличились, а машины «Волга» всё больше сдают свои позиции. Падает спрос и на «Оку», на которые сейчас ставят китайские двигатели, из-за чего их цена выросла, а продажи снизились до 4 тыс. машин. По данным представителей Cadillac, "Фольксваген групп Рус" и ЗАО "Форд мотор компани" рынок Москвы и Санкт-Петербурга близок к своему насыщению, а рост продаж главным образом наблюдается в регионах, в городах с миллионным населением, в том числе в Сибири и на юге страны (по материалам http://www.sostav.ru/news/2008/01/21/9/).
Экспорт отечественных машин в стране развит очень плохо. В первую очередь это объясняется тем, что российские автопроизводители пока не запускали проекты, ориентированные для иностранных продаж. А всё-таки каждый рынок специфичен и имеет свои особенности и без изучения конъюнктуры рынка не возможно понять, что нужно потребителю. Тем не менее, АвтоВАЗ и ГАЗ пытаются отгружать на экспорт только те модели, которые хорошо знакомы российским автолюбителям, и не ориентированы на рынок каждой отдельной страны. Так в 2007 году АвтоВАЗ отправил на экспорт в страны ближнего и дальнего зарубежья 106,9 тыс. автомобилей, что превысило показатель 2006 года на 7,9%. Горьковский автозавод ежегодно отправляет на экспорт не более 40 тыс. машин. Большая часть автомобилей идущих на экспорт – это госзаказы для правительственных структур, получается, что сбыт как таковой на зарубежных рынках практически отсутствует. Поменять сложившуюся картину в лучшую сторону должны иностранные производители, работающие на территории России, но смогут они это сделать только после того, как существенно нарастят объёмы производства, т.к. пока не удовлетворяются запросы российского спроса (по материалам http://www.sostav.ru/news/2008/08/25/7/).
Производство и продажи в России растут не только в сегменте легковых автомобилей, но и грузовых автомобилей, троллейбусов и тракторов. Так, за первое полугодие 2008 года, согласно исследованию «АСМ-Холдинга», в России произвели 144099 грузовых машин, что на 6,5% выше показателя первого полугодия 2007 года, производство троллейбусов увеличилось на 13,9%, а производство тракторов возросло на 66,1% и достигло уровня 11170 машин, снизилось только производство автобусов на 9,1% и составило 36254 (по материалам http://www.prime-tass.ru/news/show.asp?id=803649&ct=news ).
Производство автомобилей иностранных автоконцернов на территории России, растёт не только в легковом секторе, но и в грузовом. Так, началось строительство шведского автомобильного гиганта Volvo в Калуге, на заводе предполагается собирать уже в 2009 году грузовые автомобили Volvo (до 10 тыс машин в год), а также Renault (до 5 тыс машин), а немецкая компания MAN Nutzfahrzeuge AG, продвигающая на российском рынке грузовые машины MAN, открывает в Санкт-Петербурге своё представительство, где разместятся отдел продаж, центр сервисного обслуживания клиентов и отдел запчастей.
По итогам первых четырех месяцев 2008 года КамАЗом продано автомобилей и другой спецтехники на 31 млрд 127 млн рублей (что на 15,8% превосходит показатели прошлого года). Выпуск грузовых автомобилей превысил 18,7 тыс. (рост на 20,5%), двигателей и силовых агрегатов – 23 тыс. (больше на 22,4%), запасных частей — на 3,52 млрд рублей (рост на 4,1%), а продукции диверсификации — на 3,35 млрд рублей (больше на 9,2%). Кроме того, услуг непромышленного характера было оказано на 1,81 млрд рублей. Через дилерскую сеть и прямыми поставками корпоративным клиентам на российском рынке было реализовано чуть более 14 тыс. грузовых автомобилей (что больше на 18,8% к январю—апрелю 2007 года). Пошло на экспорт 4687 автомобилей (что превысило прошлогодний показатель на 25,9% за аналогичный период) (по материалам http://www.expert.ru/news/2008/05/13/kamaz/) На российском рынке грузовых автомобилей КамАЗ, является бесспорным лидером, однако конкуренты внутренние и внешние всё активнее заявляют о своих претензиях (российские ГАЗ, ЗИЛ и УРАЛ, белорусский МАЗ, а также шведские Volvo и Scania, немецкий MAN и др). Кроме того, в последнее время всё активнее на рынке начали вести себя азиатские производители (Isuzu, Hyundai, HOWO). Среди импортёров грузовой техники в Россию на протяжении последних 10 лет компания Volvo Trucks удерживает лидерство.
Однако произведённых в России и импортируемых из-за рубежа грузовиков катастрофически не хватает. Большая часть этого рынка пока не охвачена, в связи с чем потребитель готов покупать практически всё, что ему предложат. Это связано в первую очередь со строительным бумом, продолжающемся сейчас в России, не хватает также эвакуаторов и машин для транспортировки автомобилей от места производства до автосалона.
За последние четыре года, по данным исследования Национального агентства промышленной информации (НАПИ), объемы экспорта грузовых автомобилей из России выросли на 13% — с 42,1 тыс. единиц в 2004 году до 47,6 тыс. единиц по итогам 2007 года. Основной экспортер российских грузовиков — это КамАЗ, а стабильными потребителями российских грузовых машин остаются государства СНГ: Украина, Казахстан, Азербайджан, Туркмения, Армения. Также за последний год масштабные поставки российской грузовой техники были осуществлены в Сирию, Польшу, Анголу и Египет. Кроме того, в дальнем зарубежье потребителями российской техники остаются некоторые страны бывшего соцлагеря, в частности Куба и Вьетнам.
До начала финансового кризиса, затронувшего основные рынки в России, маркетологи отмечали два основных фактора, влияющих на повышение продаж автомобилей: ненасыщенность рынка (в России на 1000 жителей приходится всего 200 машин, в то время как в Европе — 400–500, а в США — 700) и наличие у людей средств на покупку. Ещё и поэтому иностранные производители в России всё сильнее активизируются, а аналитики замечают на российском автомобильном рынке рост не только в физическом выражении, но и в денежном. Причём суммарная стоимость купленных соотечественниками легковых автомобилей по темпам роста обгоняет количественные показатели рынка. Россияне всё больше стремятся покупать более дорогие машины. Так по исследованию, проведённому тольяттинским аналитическим агентством «Автостат», средневзвешенная цена одного приобретённого автомобиля по итогам 2007 года превысила показатель 2006 года на 16%, с 16,55 тыс. долл. до 19,2 тыс. долл. Самым ёмким сегментом рынка по итогам прошлого года являлся ценовой диапазон от 10 до 20 тыс. долл. и составил 43,9% проданных автомобилей или 1,055 млн. машин. За последний год объём проданных автомобилей в этой ценовой нише увеличился почти в два раза. А всего лишь пять лет назад этот сегмент составлял 8% от общего объёма проданных в России машин или 84,7 тыс. машин. То есть ёмкость данного ценового сегмента за эти пять лет увеличилась почти в 12,5 раз. В то же время ценовой сегмент до 10 тыс. долл. за исследованные пять лет наоборот резко сократился с 85% до 26%.
Положительную динамику до начала кризиса демонстрируют продажи и во всех остальных ценовых диапазонах. Так, реализация автомобилей по цене от 20 до 30 тыс. долларов за 2007 год выросла на 86% до 346 тыс. штук. Диапазоны 30—40 тыс. долларов и 40—50 тыс. долларов за 2007 год продемонстрировали двукратное увеличение до 207 и 110 тыс. авто соответственно. Неплохой результат динамики продаж фиксировалсяся и в более дорогих ценовых нишах – от 50 до 70 тыс. долларов и выше. За 2007 год в России было продано уже более 125 тыс. таких машин. Это свидетельствует о склонности обеспеченных россиян к покупке полноразмерных внедорожников и крупных седанов бизнес-класса. Аналитики отмечают, что доля рынка этого сегмента в натуральном выражении составляет всего чуть более 5%, тогда как в денежном выражении существенно выше. Почти 20% выручки от продаж новых легковых автомобилей в России приходится именно на дорогие машины (по материалам http://www.4p.ru/main/research/103244/ ).
Мировой финансовый кризис не мог не сказаться на автомобильном рынке, который в значительной степени зависит от кредитной политики банков, а также покупательной активности и способности представителей среднего класса. Хотя риск стагнации на авторынке достаточно высок, есть в нынешней ситуации и определенные плюсы. Так, можно рассчитывать, что в России в этом секторе наконец появится сервис, соответствующий уровню цен на продукцию, и здоровая конкуренция между продавцами.
На российском авторынке кризис начинает сказываться на компаниях, выпускающих грузовую технику. В частности, стало известно, что «Группа ГАЗ» временно остановила производство грузовиков. На рынке легковых автомобилей паника пока не наблюдается. «АвтоВАЗ», как и предприятия по промсборке иномарок, выпускают продукцию в обычном режиме.
Основной тенденцией начала 2009 года стало изменение прогнозных показателей экспертов рынка, связанное с мировым финансовым кризисом. Так, одним из наиболее тревожных признаков последнего времени стало сокращение продаж как новых, так и подержанных автомобилей – это характерно и для российского, и для зарубежных рынков. Причем некоторые производители и дилеры публично не скрывают своего пессимизма. Эксперты компании Toyota уверены, что их продажи в 2009 году вырастут всего на 5%, хотя еще в начале сентября прогнозы были на уровне 15%. Уже сейчас дилеры отмечают снижение активности покупателей. Не лучше себя чувствуют и продавцы «фордов». Если в начале 2008 года продажи авто этой марки росли на 25%, то в конце года – не более чем на 5%. Аналогичная ситуация наблюдается и у других автопроизводителей. Главной причиной падения продаж является ужесточение требований при выдаче кредитов. Только в сентябре 2008 года число отказов в выдаче кредитов увеличилось на 70%
Аналитики уверены, что главное, благодаря чему автопроизводители смогут выдержать удар рыночной стихии и закрепиться на российском рынке в условиях глубокого кризиса, — добросовестная конкуренция в торговле автомобилями, о которой дилеры в последние годы, казалось, забыли (на рынке наблюдались и откровенно халтурная предпродажная подготовка машин, и завышенные дилерами цены на сервисное обслуживание, и уход официалов от исполнения гарантийных обязательств под любым более-менее благовидным предлогом). В условиях кризиса все эти действия будут означать одно – невосполнимую потерю покупателей. Таким образом, в случае жесткой конкуренции дилеры будут вынуждены если не опускать цены на машины, то хотя бы не поднимать их сезонно, а делать это, например, раз в год.
Еще одно неизбежное следствие конкуренции за ограниченный объем «живых» денег российских покупателей – передел рынка в пользу более дешевых, экономичных, надежных моделей и небогатых комплектаций в ущерб среднеценовым авто с шикарной отделкой (по материалам статей «Автомобильный рынок и кризис», http://www.izavbl.ru/art/16 и «Кризис перестроит авторынок», http://www.rosbalt.ru/2008/10/08/530927.html).
Основные выводы по итогам обзора:
• В последние годы на российском автомобильном рынке наблюдается большой рост потребительской активности;
• Всё активнее вступают в игру на российском рынке иностранные автопроизводители, которые строят заводы по производству своих машин, заключают договоры о сотрудничестве с отечественными заводами, увеличивают импорт автомобилей;
• Постоянно обостряющаяся конкуренция на автомобильном рынке России, будет заставлять производителей и дилеров предлагать покупателям новые модели, при разработке которых автоконцерны будут учитывать предпочтения российского потребителя, более выгодные ценовые предложения и низкие процентные ставки при автокредитовании;
• Большая часть рынка грузовых автомобилей в России пока ещё не охвачена и в отрасли на сегодняшний день присутствует острый дефицит грузовиков и различной спецтехники, но постепенно и этот сегмент автомобильного рынка страны всё больше будет насыщаться, в первую очередь за счёт иностранных автопроизводителей (импорт, строительство автосборочных производств);
• Мировой финансовый кризис нанесет серьезный удар по автомобильному рынку России, в частности, ужесточение условий по кредитам уже привело к падению продаж. В этой ситуации надежды возлагаются на грамотные маркетинговые инструменты, помогающие производителю и дилеру найти своего покупателя.