|
ММЦ "КАЛИНИНГРАД"
Год основания: 2004 Руководитель: Чернявская Елена Михайловна Штатных сотрудников: 6 человек Интервьюерская база: 90 человек
|
|
| |
| Наши аналитические статьи и обзоры |
организация МТВК в г. Рязани В настоящее время назрела необходимость организации и создания в Центральном Федеральном Округе, например в Рязани, межрегионального торгово-выставочного комплекса, способствующего становлению и дальнейшему развитию экономической и промышленной политики государства – Российской Федерации. Для решения данной задачи в начале 2002 года разработан бизнес-план инвестиционного проекта «Завершение строительства торгово-рыночного центра», позволяющий преобразовать рыночный центр в межрегиональный торгово-выставочный комплекс. Помимо внутрирегиональных факторов, благоприятствующих успешной реализации данного проекта, его востребованность определяется также факторами, связанными с неизбежными изменениями характера хозяйственных связей в новых экономических условиях. Федеральные органы власти в последнее время принимают эффективные меры по развитию малого и среднего бизнеса, в частности, меры по резкому снижению налогового бремени. Нет сомнений в том, что эти меры активизируют рассматриваемый вид деятельности. Их изменение связано с новой мотивацией в деятельности хозяйствующих субъектов, когда на первое место выходит не погоня любой ценой за валовыми показателями, а экономический эффект, снижение издержек, получение прибыли. Такой подход диктует необходимость в создании условий для большей рационализации таких связей, особенно со смежными субъектами федерации, т.е., практически в масштабах Центрального Федерального округа. Помимо чисто экономического эффекта, такой подход соответствует решению и другой не менее важной государственной задачи – задаче совершенствования административно-территориального устройства Российской Федерации. Данная идея уже прошла стадию кабинетных размышлений и вынесена на страницы Центральных газет. Например, статья в Российской газете от 30.03.2002 №57 «Лисицын с Лебедем – за сильных» (два губернатора, не сговариваясь, предложили укрупнить субъекты федерации, чтобы все регионы стали самодостаточными). Жизнеспособность данной идеи определяется в решающей степени экономической целесообразностью, и именно экономика является основным содержанием ее, в то время как само объединение или укрупнение субъектов федерации явится юридическим оформлением или формой развивающегося явления. Среди исследуемых экономических процессов, одним из основных стал характер сложившихся хозяйственных связей между областями Центрального Федерального округа, в частности, товарообмена продукцией потребительского назначения. Анализ показателей товарообмена позволил прийти к заключению, что торгово-выставочный центр, первоначально задуманный как внутритрегиональный, даст больший социально-экономический эффект как межрегиональный торгово-выставочный комплекс. Для такого заключения есть ряд веских оснований, некоторые из которых приводятся ниже. Московский регион (г. Москва и Московская область) естественно занимают ведущее место по основным социально-экономическим показателям среди всех остальных 16 субъектов Центрального Федерального округа. Здесь проживает 14,98 млн. чел. или 40,8% населения округа. Промышленность региона выпускает 45% промышленной продукции округа. Но главное потенциальное значение Московского региона для смежных областей, для округа в целом, является научно-технический и финансовый капитал. Москва, при определенных условиях, способна и должна стать локомотивом ускоренного социально экономического развития Центрального Федерального округа. К сожалению, в настоящее время характер взаимоотношений данного региона со своими соседями строится не на взаимовыгодной основе. Используя созданную в советский период инфраструктуру центрального распределения, а также приспособленную для обслуживания нужд Москвы структуру перерабатывающей промышленности, Московский регион за последнее десятилетие превратился в огромную перевалочную товарную базу, обеспечивая за счет соседей, куда переправляется товар, относительное благополучие собственного бюджета и доходов населения. Ведь малый бизнес Москвы, о котором с живым интересом заботится Правительство Москвы, главным образом есть не что иное, как перепродажа продукции, которую сама Москва не производит. Из статистических данных видно, что в 2000 году промышленность Московского региона произвела продукции в расчете на душу населения на 24 тыс. 400 руб. (по округу в среднем – 34,5 тыс. руб.). В то же время оборот розничной торговли на душу населения, т.е. оборот продукции только потребительского назначения, составил в г. Москве 80 тыс. 900 рублей. Если учесть, что удельный вес продукции потребительского назначения составляет в общем ее объеме третью часть, то тогда приходится с удивлением обнаружить, что Москва на 90% торгует продукцией, которую сама не производит. И это только в розничной торговле, без учета оптовой. Именно торговые наценки в значительной мере позволяют Москве иметь доходы бюджета в расчете на душу населения почти в 3 раза выше, чем в среднем по округу (27 тыс. 200 руб. и 10 тыс. 600 руб.), также как и денежные доходы населения (9 тыс. 700 руб. и 3 тыс. 600 руб. по данным на ноябрь 2001 г.). Также положение Москвы и в целом московского региона в значительной мере объясняется привычкой видеть в ней перевалочную базу и слабое знание предпринимателями своих соседей помимо Москвы. Вряд ли предприниматели Московского региона, которые держат этот бизнес в своих руках, так же как и московские власти, захотят добровольно изменить такой порядок вещей. Его нужно и можно изменить через лучшее узнавание предпринимателями смежных с Москвой областей возможностей друг друга, выход на прямые связи, минуя абсолютно ненужного, паразитирующего посредника. Прекрасную возможность для такого изучения друг друга представляет такой элемент рыночной инфраструктуры, как межрегиональный торгово-выставочный комплекс. Как это ни кажется на первый взгляд парадоксальным, но постепенное лишение Москвы нерациональных с точки зрения общего развития округа взятых ею посреднических функций окажется благоприятным и для нее тоже. Например, Рязанская область в 2000 году ввезла из Москвы 8000 тонн колбасы. Поскольку вывоз идет мелким оптом, то экспертно можно оценить, что для вывоза только одной колбасы и только в одну область нужно было снарядить в Москву порядка 8000 рейсов автомобилей. А сырье для производства такого количества колбасы в Москву также завозится со стороны. Именно здесь исходный пункт решения транспортной проблемы г. Москвы, а не в дорогостоящих «кольцах», эстакадах, развязках. Они ведь не уменьшают количества «загрязнителей» московской атмосферы. В то же время, такое сужение функции посредника сориентирует московских предпринимателей на провинцию, как сферу выгодного приложения своей энергии и капитала, что будет выгодно и им, и провинции. Помимо сказанного, объединение усилий предпринимателей соседних областей объективно необходимо для реализации совместных проектов, имеющих межрегиональное или общероссийское значение, для повышения конкурентоспособности своего бизнеса в условиях открытости внутреннего рынка. А такое взаимодействие также требует создания условий для лучшего изучения возможностей друг друга, чему в полной мере будет отвечать создаваемый межрегиональный торгово-выставочный комплекс. В пользу благоприятных сценарных условий и успешного развития говорят следующие факторы: 1) характер развития явления (розничной торговли) за весь прошедший переходный период; 2) объективная потребность развития данного вида деятельности, связанная с региональными особенностями экономики области, ее положением в системе ранее сложившихся хозяйственных связей.
|
|
|
|