|
ММЦ "САНКТ-ПЕТЕРБУРГ"
Год основания: 1997 год Руководитель: Коновалова Елена Борисовна Интервьюерская база: 10 человек
|
|
| |
| Наши аналитические статьи и обзоры |
Потребительские предпочтения табачной продукции в г. Саранске. Потребительские предпочтения табачной продукции в г. Саранске.
Данный анализ был проведен с целью выявления потребительских предпочтений населения г. Саранска относиительно табачной продукции.Главные задачи анализа: -выявление уровня потребительской осведомленности и приверженности к различным маркам сигарет; -определение принципа по которому потребитель предпочитает ту или иную марку сигарет; -изучение потребительской группы относительно интенсивности потребления данного вида продукции; -изучение объемов потребления табачной продукции.
Для реализации целей и задач анализа был выбран метод количественного опроса потребителей – анкетирование по заранее составленной анкете с последующей обработкой и обобщением данных.
Всего было опрошено 70 человек – потребителей табачной продукции в различных районах города, среди которых мужчины составили – 81,2%, женщины – 18,8%. Возрастная структура респондентов следующая (см.рис.1):
Рис. 1. Возрастная структура респондентов. Рынок табачных изделий г. Саранска весьма разнообразен как по количеству марок, так и по количеству видов. В результате проведенного опроса населения выяснилось, что уровень приверженности потребителей к отдельным маркам табачных изделий достаточно высок. Большая часть опрошенных является устойчивыми потребителями той или иной марки сигарет. В основном саранский потребитель предпочитает относительно дешевые марки сигарет.Так, сигареты без фильтра, как наиболее недорогие потребляют в основном малообеспеченные слои населения (а таковыми является большая часть респондентов).Доля потребителей сигарет без фильтра намного выше среди мужчин,чем среди женщин и среди людей среднего и пожилого возраста по сравнению с другими возрастами.Потребление сигарет с фильтром наиболее характерно для молодежи 18 –34 лет. Таким образом, низкие финансовые возможности большей части опрошенных, в значительной степени определяют выбор марки, как правило у жителей Саранска это "Прима". Данная марка является наиболее покупаемой. Далее по популярности следуют: “Союз-Аполлон”, “Ява Золотая”, “Балканская звезда”. (см. рис.2):
Рис. 2. Наиболее часто покупаемые марки сигарет.
Приверженность потребителей к конкретной марке сигарет подтверждается тем, что большая часть респондентов 78,6% в последние 2 года не меняла марку сигарет и не поменяет, даже если она станет дороже. Как правило это покупатели "Примы". Опрос выявил, что в Саранске редки случаи, когда в месте продажи не оказывается нужной марки сигарет 1,4% . В подобных случаях 15,7% респондентов покупает другой вариант своей основной марки. В основном это покупатели “Союз-Аполлона”, “LD”, «Балканской звезды». При анализе причин повлиявших на выбор марки сигарет, на первое место респонденты поставили – цену (31,4% опрошенных), на второе – постоянное наличие в продаже (30%), на третье (15,7%) – то, что у сигарет российская марка (см. рис. 3):
Меньше на выбор саранского потребителя влияют: престиж марки, уровень содержания с изделии смол и никотина. Практически не влияет на выбор дизайн пачки и рекламная поддержка марки. Полученные данные позволяют сделать следующий вывод: на первое место респонденты ставят "цену". Это еще раз подтверждает низкий доход опрошенных; отчасти этим объясняется равнодушие к дизайну и рекламе, тем более что отсутствие рекламы на телевидении не компенсируется наружной рекламой и рекламой в печати. По мнению опрошенных, 64,2% которых в последнее время не обращали внимания на рекламу. И только 35,8% респондентов следят за рекламой. Как правило, это щитовая реклама таких марок как L&M,Союз Аполлон, Бонд, Ява Золотая (см. рис. 4):
О состоянии того или иного рынка
продукции можно судить по потребительской осведомленности, способности покупателя идентифицировать марку. В ходе опроса респондентам предлагалось спонтанно перечислить все марки сигарет, какие только помнят. Из диаграммы (см. рис. 5) видно, что уровень потребительских предпочтений в Саранске мало зависит от уровня известности марки.
Рис. 5. Уровень известности марок среди потребителей табачной продукции.
Опрос позволил выявить степень известности и потребительские предпочтения в области новинок табачной продукции. В Саранске низка осведомленность респондентов о марках, появившихся на рынке в течении последних 12 месяцев. Только 11,5%, от числа опрошенных смогли назвать новые марки.(Рис. 6):
Интерес к новинкам больше появляется у возрастных групп 18 – 24, 25 – 34 лет. Именно они время от времени пробуют те или иные новинки (по совету друзей, под воздействием рекламы, из любопытства). Низкая степень известности марок, появившихся сравнительно недавно, отчасти объясняется слабой рекламной поддержкой. Вопросы задаваемые респондентам, касательно количества выкуриваемых за день сигарет и количества покупаемых пачек, позволяют судить об объемах потребления табачной продукции. Таким образом, в среднем, саранский потребитель выкуривает 15 сигарет в день,60% респондентов покупают по 1 пачке за раз, 11,4% по 2 пачки, 8,6% - 10 пачек, 8,6% - 5 пачек. Изучение потребительской группы относительно интенсивности потребления данного вида продукции позволило выявить неоднородность ее состава. Так, представители возрастной группы 45-54, 55-64 лет выкуривают в день сигарет на 15,7 % больше, чем респонденты 18-24 лет. Количество выкуриваемых сигарет у мужчин на 13,3 % больше чем у женщин. Основным местом покупки табачной продукции у жителей Саранска, являются небольшие магазины и киоски (30%).Рис. 7
Для потребителей старшего возраста наиболее актуально осуществление покупки на рынке. Для разных демографических групп причины выбора мест покупки отличаются. Основным фактором здесь также является доход. Потребители с невысоким уровнем дохода готовы потратить больше времени на поиски более дешевого продукта и предпочитают делать покупки на рынке. На удобство расположения точки продажи ориентируются молодежь и более обеспеченные слои населения. Последняя группа, как правило, больше занята и уделяет меньше внимания стоимости товара, чем времени, расходуемого на его приобретение. На вопрос о месте производства основной марки 69 респондентов ответили – Россия. Лишь один респондент затруднился ответить. Наиболее предпочтительным местом производства сигарет, 50% респондентов считают Россию,32,8% на второе место поставили Америку, 17,2% - Западную Европу. (См. рис.8)
В этой связи, для 53% респондентов является важным место производства сигарет при выборе марки. (См. рис. 9):
Среди опрошенных не было ни одного, кому было бы не важно место производства сигарет. Наименее предпочтительными местами производства сигарет, саранские потребители считают Китай -52,8%, Кыргызстан- 14,2%, Казахстан – 14%, Турцию – 8,5%, Восточную Европу – 5,7% (см. рис.10):
Данный материал, подготовленный на базе опроса потребителей позволил сделать следующие выводы: Рынок табачных изделий г. Саранска характеризуется количественным разнообразием марок и видов сигарет. Тем не менее, выяснилось, что на фоне подобного разнообразия и постоянного пополнения рынка новыми марками, большая часть опрошенных является устойчивыми потребителями определенной марки сигарет. Подобная ситуация сложилась под воздействием таких факторов, как уровень дохода, степень потребительской осведомленности, пол, возраст, реклама.
|
|
|
|