Система ММЦ: Система межрегиональных маркетинговых центров
English English Italiano Italiano
О Системе ММЦ География Новости организации События СМИ о нас Контакты
Услуги

Развитие международного сотрудничества

Поиск и подбор партнеров в регионах

Маркетинговые исследования

Продажа готовых обзоров
Деловые миссии в регионы
Реестр конкурентоспособных предриятий
Базы данных

Предприятия

Деловые предложения

Инвестиционные проекты

Мероприятия

Реестр маркетинговых работ
Сервис портала

Визитные карточки

Создание сайта на нашем портале

Подписки
Справочная информация
Сведения о регионах
В помощь маркетологу
Региональные маркетинговые центры в Системе ММЦ
ММЦ "ТЮМЕНЬ"

Год основания: 1999
Руководитель: Беличенко Анна Александровна
Штатных сотрудников: 10 человек
Интервьюерская база: 40 человек

Наши аналитические статьи и обзоры
Российский рынок соков и нектаров

Российский рынок соков и нектаров

Сегодня мы рассмотрим ситуацию на рынке соков и нектаров, ведь именно весенние месяцы многие участники этого рынка отмечают как начало сезона продаж их продукции.

Каков же этот рынок сегодня? – Ответ единогласен: - Рынок активно растет и развивается. Сок приобретает все большую и большую популярность у российских потребителей. Растет объем рынка и показатель среднедушевого потребление сока в года на душу населения.

На графике 1. можно увидеть динамику объемов этого рынка в 2000-2001 гг. и прогнозы экспертов на 2002 год.

Уже в 2000 году рост рынка сока составил 40-50%, по данным маркетинговых панельных агентств, в 2000 году в розничной продаже на 10% увеличилась доля продукции отечественного производства, что подтверждает тенденция импортозамещения.

Аналогичную динамику развития рынка можно наблюдать в 2001 году, объем розничных продаж в этом году увеличился на 130-140%. Эксперты прогнозируют, что рост продолжится в 2002 году, и в свою очередь составит 25-30%. Возможно рынок переходит в стадию экстенсивного роста. Однако, так как сок не относится к товарам первой необходимости, кривая спроса, испытывая влияние макро и микро среды, может иметь не классическую динамику.

Как уже было сказано, соответственно объему рынка изменяется показатель потребления сока на душу населения (рис. 2). Например, за прошлый год среднедушевое потребление сока и сокосодержащих напитков составило 8-10 литров, что в 4-5 раз превышает показатели советских времен. Население крупных городов и мегополисов потребляет соки примерно в 2 раза больше, чем жители РФ в среднем, а именно около 17-20 л. в год. Это объясняется большей концентрацией в городах реальных и потенциальных потребителей этой продукции.

Каков же портрет типичного покупатель сока? – Мужчины/женщины, средний возраст 30-35 лет, доход не менее 100$ на чел., мотивы: забота о здоровье своем и своих близких, активный образ жизни, как следствие, стремление вести здоровый образ жизни. Тогда как потребители этого продукта все участники домохозяйств, особенно активными потребителями являются дети.

Традиционная упаковка для сока это картон (0,2, 1, 1,2, 2 литра) и стекло (0,75, 1, 3 литра), причем ¾ покупателей предпочитает картонную упаковку. В нашей стране в стекле можно встретить два вида соков: соки premium класса, в которых качество продукта соответствует затратам на упаковку, а стеклянная тара обычно имеет оригинальный дизайн, и соки отечественного производства, упаковывающие свою продукцию «как в советские времена» в стеклянные 3 л., 5-ти литровые банки.

Теперь обратим внимание на вопрос качества соков. Мы знаем, что с января прошлого года вступил в силу новый ГОСТ на соковую и сокосодержащую продукцию, обязующий производителя, указывать на этикетке достоверную информацию о продукте, его качественных характеристиках. В новом ГОСТе строго закреплена классификация этой продукции на сок, нектар и сокосодержащие напитки, также он обязует производителя указывать на этикетке все используемые продукты и добавки, как то сахар, лимонная эссенция, красители, ароматизаторы, консерванты, и прочие.

С одной стороны, внедрение нового ГОСТа это значительное движение рынка вперед к цивилизованному и социально-этичному маркетингу, но с другой стороны, низкая осведомленность потребителей вкупе с дизайнерскими уловками производителей значительно снижает эффект созданного стандарта. Например, повсеместно на упаковке используются все слова, говорящие о качественном продукте, как о соке - «100%, персиковый», а вверху упаковки, там, где взгляд неискушенного потребителя обычно не останавливается, мелким шрифтом белого цвета написаны такие слова - «нектар персиковый». Причем четких оснований для претензий у потребителя к производителю в данном случае нет. Существует и менее изощренный, но распространенный метод обмана потребителей, это отсутствие информации о входящих в состав сока продуктов и добавок (сахаре, и т.д.)

И тем не менее, внедрение нового ГОСТа, активный рост рынка и конкуренция производителей позволили значительно повысить качественный уровень соков за последние несколько лет.

(продолжение следует)

ОБСУДИТЬ эту статью на форуме

29.10.2001.

Алена Родина

 
2003 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"
Правила републикации
материалов сайтов
НП "НДП "Альянс Медиа"

Политика конфиденциальности