Предыдущий обзор был посвящен рынку креветок, продолжив морскую тему, обратим свое внимание на рынок прочих морских деликатесов.
Ведь теперь в магазинах можно встретить, помимо известных с советских времен креветок, разнообразие других морских деликатесов. Например, появились новые для российского потребителя: крабы, раки, омары, лангусты, криль, мидии, устрицы, морские гребешки, кальмары, осьминоги.
Но ситуация на рынке морских деликатесов, аналогична рынку креветок – отечественные морские продукты почти в полном объеме направляются на экспорт в другие страны, на российский же рынок поступает в основном импортная продукция. Причем все показатели: объемы вылова, экспорта и импорта морских деликатесов, имеют тенденцию к увеличению. На рис.1. отражена динамика квот на вылов крабов в 2000-2002 гг., по данным сайта "Универсальный рыболовный сервер". Как можно увидеть, в 2001 году рост квоты на вылов крабов возрос на 58%, в 2002 г. – на 23%.
Аналогичная ситуация с квотами на вылов кальмаров, мидий, морских гребешков, осьминогов, в целом на вылов моллюсков квоты в этом году (2002 году) поднялись на 58,5%, в частности на кальмаров почти на 30%, на морские гребешки – на 62,8% (рис.2.).
Среди крабов большие объемы вылова приходятся на краба камчатского и краба стригун опилио и красный (рис.3.). Объем вылова этих трех разновидностей составил 78% всего объема вылова крабов в 2001 году.
Из моллюсков, самая популярная группа – кальмары, которые составляют 90-96% всего вылова моллюсков, 3-5% составляют морские гребешки.
Наравне с увеличением квот на вылов, растет и потребность рынка в этих продуктах, ведь российские потребители становятся более разборчивыми, требовательными к ассортименту, качеству продукции, и обладающими большей покупательской способностью.
Такая продукция как морские деликатесы находит своего потребителя как на рынке промышленных, так и конечных потребителей.
Промышленные покупатели этой продукции – организации сферы питания, такие как кафе, рестораны. Физическими покупателями данной продукции являются в основном жители городов, 30-50 лет (именно в этом возрасте, часто человек достигает пика своей профессиональной деятельности), имеющие средний и высокий уровень достатка. Потребители со средним уровнем достатка покупают данную продукцию не часто – «для пробы», «к празднику», придавая этой покупке «особый» статус деликатеса, то есть не частой покупки. Постоянных же потребителей морских деликатесов в нашей стране еще не так много, но тем не менее объемы спроса растут.