|
ММЦ "ЕКАТЕРИНБУРГ"
Год основания: 2006 Руководитель: Ворончихина Евгения Сергеевна Штатных сотрудников: 5 человек Интервьюерская база: 20 человек
|
|
| |
| Наши аналитические статьи и обзоры |
Субконтрактация – путь к интеграции Процессы глобализации все стремительней распространяются в мировом экономическом пространстве. Темпы увеличения объемов электронной торговли превысили уровень развития информационных технологий. Транснациональные корпорации выстраивают технологические цепочки на всех континентах, исходя из принципов целесообразности и соответствия мировым стандартам качества. Эти процессы неумолимо захватывают все новые и новые регионы, все больше стран и предприятий работают по единым правилам, стандартам, используют единый денежный эквивалент и Европейский Союз является ярким подтверждением этого. Интеграция мировых экономик предопределяет взаимопроникновение и взаимозависимость национальных экономик, в мире происходит разделение труда на глобальном межконтинентальном уровне. Страны с развитой экономикой и промышленностью начинают диктовать свои условия менее развитым странам, уровень технологического развития которых находится на более низком уровне.
В настоящее время перед российской экономикой стоит реальная угроза оказаться в числе стран, чье влияние на развитие мировой экономики является незначительным. Продолжает снижаться доля России в мировом производстве и торговле, структура экспорта отражает неэффективную сырьевую направленность, суммарная доля России в мирохозяйственных связях, по данным ВТО, составляла в середине 2000 года 1,5% - в мировом экспорте, 0,7% в мировом импорте. Участие страны в международной торговле услугами и на рынке инвестиций составляет практически символическую долю: 0,7% - экспорт услуг, 0,9% - импорт услуг, доля накопленных прямых иностранных инвестиций составляет около 2%.
С одной стороны, после начала рыночных преобразований и выхода на мировые рынки, рейтинг России, как суверенного субъекта мирохозяйственных связей заметно упал, с другой стороны, существенно возросла степень зависимости от мирового рынка. На фоне значительного сокращения производства и потребления отечественной продукции, экспортная сфера превратилась в крупнейший сектор экономики, через который реализуется более 25% ВВП страны. (Для сравнения – в СССР эта цифра не превышала 10%). Сегодня на мировой рынок уходит от 20 до 80% национального производства сырьевых товаров и полуфабрикатов. Экспорт в 90-е годы стал одним из решающих факторов российской экономики, экспортные поставки поддержали на плаву целый ряд отраслей промышленности, предотвратит окончательный развал ВПК и смягчил остроту социально-экономических проблем в регионах.
Однако, переход к модели «открытой» экономики, в рамках которой отечественные производители конкурируют с высококачественной импортной продукцией, со всей остротой ставит задачи повышения конкурентоспособности отечественной продукции. Существует реальная угроза остаться за рамками процессов глобализации, что приведет к вытеснению из международного разделения труда и дальнейшему технологическому отставанию от развитых стран. Конкурентоспособность не только продукции, но промышленного производства является в условиях рынка наиболее адекватным отражением их экономической эффективности и наиболее полно характеризует результаты происходящих в материальном секторе структурных сдвигов.
Одной из распространенных в мире форм участия в международном разделении труда является промышленная субконтрактация – это одна из форм общеизвестной кооперации, позволяющая предприятиям достичь высокой эффективности производства, благодаря рациональному использованию имеющихся производственных мощностей и ресурсов. Наибольшее распространение субконтрактные отношения получили в машиностроении, в таких секторах, как автомобилестроение, производство оборудования для железнодорожного транспорта, станкостроение, а также в радиоэлектронной и электротехнической промышленности. По субконтрактам обычно производится продукция или выполнение производства в таких основных секторах металлообработки, как литейное производство, ковка, а также общие или точные механические работы, производство пластмассовых деталей, резинотехнических изделий, электронных компонентов, деревообработка.
В качестве контракторов обычно выступают предприятия, занятые в производстве станков, инструментов, транспортных средств и пр., для окончательной сборки которых требуется большое число деталей и комплектующих. Как правило, эти предприятия сохраняют за собой такие элементы производственного цикла, как НИОКР, промышленный дизайн, маркетинг, сборка, окраска, наладка, упаковка и лишь отдельные производства компонент, несущих в себе «ноу-хау». Это резко сокращает сроки постановки на производство новых изделий, облегчает процесс их сертификации, повышает производительность труда и конкурентоспособность предприятий, сокращает запасы комплектующих на складах и ускоряет оборачиваемость средств в производстве.
Субконтракторами, выступают узкоспециализированные предприятия-производители комплектующих, как правило это малые предприятия, либо небольшие инновационные фирмы. В российских условиях зачастую в роли субконтракторов выступают крупные предприятия, имеющие незадействованные производственные мощности, отдельные цеха крупных предприятий, получившие определенную экономическую самостоятельность.
Наибольший интерес для предприятия-субконтрактора представляет включение в цепочки снабжения комплектующими крупного предприятия-контрактора на протяжении всего цикла производства продукта. Поскольку контрактор в данном случае становится потребителем, субконтрактор-поставщик должен обеспечить необходимые условия для производства продукции: соответствующий технологический уровень производства и уровень менеджмента, позволяющий выпускать продукцию мирового уровня, внедрить систему качества, соответствующую МС ИСО серии 9000, иметь эффективную маркетинговую и информационную системы. В ряде случаев контрактор может передать необходимое оборудование, технологическую оснастку и приспособления, контрольно-измерительные приборы и аппаратуру, а также осуществить помощь в проведении сертификации системы качества предприятия-субконтрактора, иногда возможно проведение совместных инновационных технологических разработок. Все это предопределяет скачок производительности труда и модернизации производства у всех предприятий – участников производственной цепочки и коренным образом изменяет организацию производства.
Развитие субконтрактации – тенденция, сложившаяся в последние годы, как в развитых, так и в развивающихся странах. В процесс промышленной субконтрактации в странах Европейского Союза вовлечено 293 тыс. предприятий, что обеспечивает рабочими местами более 7,5 млн. чел. Общий объем продукции, произведенной по субконтрактам, в 1999 году составил 351 млрд. Евро, что составляет почти 14,5% всего объема продукции, выпущенной в странах ЕС. Растущий спрос и жесткая конкуренция на мировом рынке вызвали еще более жесткую конкуренцию в производстве компонент, комплектующих. Именно этим обусловлено то, что за последние 10-15 лет, под влиянием глобализации, в мире произошла интернационализация рынка субконтрактации, и за право поставлять комплектующие для крупных сборочных предприятий ТНК борются тысячи поставщиков. В мире сложилась многоуровневая система субконтрактрации, обеспечивающая ее высокую гибкость и эффективность. Содействие развитию промышленной кооперации как форме международного сотрудничества оказывают созданные во многих странах центры субконтрактации, которые работают, используя информационные интернет-системы субконтрактации.
Автомобильные компании Форд, Даймлер-Крайслер, Дженерал Моторс, Рено, Пежо и Ниссан создают торговый портал, который станет местом, где производители автомобилей смогут публиковать свои объявления о закупках оформляют заказы с тем или иным поставщиком.
Уровень развития субконтрактации в России в настоящее время заметно отстает от уровня, достигнутого не только развитыми, но и развивающимися странами, однако, в связи с подъемом промышленного производства, усилением позитивных тенденций в общей экономической ситуации, процесс интеграции национальной экономики может быть ускорен. Этому может способствовать субконтрактация, например, в автомобильной промышленности, которая признана одной из наиболее перспективных отраслей в этом плане, поскольку приход иностранных автомобильных ТНК и их стремление к локализации производства компонент, размещению их производства на российских предприятиях с целью замещения импорта, сможет стимулировать российские предприятия участвовать в мировом разделении труда. В качестве примере можно привести Псковское ОАО «АВАР», которое заключило контракт со шведским автогигантом «Вольво» на поставку комплектующих – блоков управления световыми панелями, зеркалами и включениями аварийной сигнализации.
ОАО «Резинотехника» получили заказ от корпорации Форд Моторс после того, как в Интернете был открыт сайт предприятия. ОАО «Уралавтоприцеп» (Челябинский механический завод) приступило к реализации заключенного контракта на поставку запчастей и комплектующих к полуприцепам с болгарской компаниемй «Венис, Тестров энд Славов». «Уоальская кузница» и завод «Подем АД» (Болгария) достигли договоренности о расширении номенклатуры поставляемых штамповок в Болгарию. Теперь чебаркульские металлурги будут поставлять еше шесть видов штампованных детелалей, которые ранее закупались в Италии. По соотношению цена-качество чебаркульские детали оказались более предпочтительными.
Стремление к гигантомании российской промышленности негативно отразилось на работе предприятий в рыночных условиях. Начался процесс акционирования, который предопределил дробление предприятий на несколько самостоятельных бизнес-единиц, как Муромский машиностроительный завод, который распался на 7 предприятий, которые созданы на базе основных цехов и производств и будут специализироваться на выпуске продукции машиностроения, газовой и водозаборной арматуры.
Проблемы, с которыми сталкиваются предприятия-субконтракторы, являются отражением той ситуации, которая сложилась в российской промышленности – недостаток оборотных средств, отсутствие системы качества, сертифицированной по международным стандартам, отсутствие информации о проводимых тендерах на поставку, отсутствие опыта маркетинговой деятельности, недостаточное знание интернет-технологий, незнание собственных возможностей и пр. Однако, положительные примеры показывают, что российская промышленность может возвратиться и интегрироваться в мировую товарообменную систему на новом уровне – уровне высоких технологий, первоклассного сервиса, низких цен и привлекательных для потребителя финансовых схем.
ВСМПО стало основным поставщиком титана для европейских аэробусов. Реализация программы предусматривает российское участие в грандиозной программе концерна «Эйрбас Индастри» и охватывает все основные этапы создания самолетов: от исследований и поставки материалов до производства» – говорит директор «Эйрбас Индастри» по международной кооперации Ксавье Терни» – Мы рассчитываем, что Россия присоединится к нашему расширенному европейскому партнерству, не потеряв своей индивидуальности. Именно так поступили Франция, Германия, Испания и Великобритания. Ценность этого партнерства для России заключается в том, что, участвуя во всех основных программах «Эйрбас» она получит доступ к мировым «ноу-хау». А освоив европейские стандарты качества, российская авиационная продукция, которая будет соответствовать западным сертификационным нормам, сможет самостоятельно выходить на мировой рынок». |
|
|
|