Трудно не заметить, что производители ЛКМ в России в последнее время отличаются повышенной бизнес активностью. Это можно заметить и по растущему объему телевизионной, наружной рекламы, и по широкому предложению ЛКМ в розничной торговле.
Мы начнем рассмотрение рынка лакокрасочных материалов издалека, а точнее с позиции развития химической и нефтехимической отрасли. Эта отрасль занимала в 1999 году 7-ое место по объему производства, что составило 7,3% (рис.1). Наиболее активными районами в области химической и нефтехимической промышленности в 1999 году оказались Поволжский, Волго-Вятский, Уральский и Центральный районы.
Данные Госкомстат РФ.
Объем производства химической и нефтехимической промышленности за последние годы увеличивается, в том числе и за счет роста производства ЛКМ. И это не удивительно, можно сказать, что за последнее десятилетие отрасль ЛКМ пережила второе рождение: ведь в советские времена, основными потребителями краски являлись промышленные предприятия, поэтому произошла переориентация производителей с промышленного рынка на потребительский рынок.
Первыми среагировали на появление этой ниши на российском рынке ЛКС (спрос по стороны индивидуальных пользователей) импортные производители. Например, в 1997 году около 25% этого рынка было представлено импортным предложением. Но за спросом начало увеличиваться и отечественное предложение, в 2000 году внутреннее производство возросло по сравнению с 1998 г. на 23,5%, принимая во внимание экономическую ситуацию в стране в этот период. Импорт ЛКМ в 1998 году снизился на 11-15%, но в 2000 уже приближался к докризисному уровню. Наибольший объем импортных ЛКМ поставляется из Германии и Финляндии.
Рис. 3-6. Доля импортной продукции в объеме потребления ЛКМ в России.
На рис. 3-5, по данным сайта составлены диаграммы, позволяющие увидеть динамику доли потребления импортных и отечественных ЛКМ российскими потребителями в 1998-2000 гг.