Сегодня, несмотря на сохранение спроса на ЛКМ со стороны промышленного сектора (машиностроение, строительство и т.д.), потребительский спрос на ЛКМ бытового применения возрос с советских времен в десятки раз, и продолжает увеличение, составив, например, уже в 2000 году - 24,2% от всего объема потребляемых ЛКМ.
Общий объем рынка ЛКМ в России оценить сложно, по данным их различных источников, объем рынка сегодня колеблется около 700-750 т.т. и как уже было сказано, продолжает увеличиваться, чему способствуют такие тенденции, как:
увеличение темпов жилищного строительства, ремонта,
Подтверждает перспективы роста этого рынка и такой показатель, как потребление ЛКМ на душу населения в год, он составил в России в 1997-1999 гг. 4-5 кг., тогда как в европейских странах колеблется около 10-15 кг на душу населения.
Конкуренция на рынке ЛКМ очень высока, растет на рынке количество производителей, импортеров, торговых марок и разновидностей красок.
На рисунке 7. отражено распределение производственных мощностей по производству ЛКМ по регионам РФ (данные сайта Данные сайта http://www.rcc.ru). Как мы видим, наибольшая концентрация производства приходится на Северо-Кавказский (31,8%) и Центральный (30,1%), Уральский районы (9,5%) и эти же районы лидируют по объему производства.
Данные Госкомстат РФ.
Но наибольший коэффициент соотношения реальных объемов производства на единицу производственных мощностей характерен для Центрально-Черноземного, Волго-Вятского и Центрального районов.
Это показывает, что структура производства внутри страны не оптимизирована, что подтверждают данные о слабой загруженности производственных мощностей отрасли ЛКМ.
Наиболее известны на рынке ЛКМ следующие отечественные производители АО «Эмпилс», НПФ Пигмент, ТЕКс, ОАО «Ярославские краски», Загорский ЛКЗ, Лидский ЛКЗ, АОЗТ Оливеста, ЛКЗ Котовского, Черкесское ХПО. Но в целом по России насчитывается более 300 производителей ЛКМ. Отечественную продукцию характеризует более низкий уровень цен, ограниченный ассортиментный ряд, возможность наличия токсичных и экологически вредных составляющих.
Среди импортных производителей на рынке популярны Tikkurilla, Arko Nobel, DuPont, Herbert. Импортную продукцию отличает более высокая цена, качество продукции (стойкость, качество нанесения и пр.), более широкий ассортимент и экологическая чистота продукта.
Высокую конкуренцию на рынке ЛММ подтверждает маркетинговая активность производителей, за последние несколько лет резко возросли маркетинговые бюджеты многих производителей, по большей части за счет активного использования ТВ и наружной рекламы.