Система ММЦ: Система межрегиональных маркетинговых центров
English English Italiano Italiano
О Системе ММЦ География Новости организации События СМИ о нас Контакты
Услуги

Развитие международного сотрудничества

Поиск и подбор партнеров в регионах

Маркетинговые исследования

Продажа готовых обзоров
Деловые миссии в регионы
Реестр конкурентоспособных предриятий
Базы данных

Предприятия

Деловые предложения

Инвестиционные проекты

Мероприятия

Реестр маркетинговых работ
Сервис портала

Визитные карточки

Создание сайта на нашем портале

Подписки
Справочная информация
Сведения о регионах
В помощь маркетологу
Региональные маркетинговые центры в Системе ММЦ
ММЦ "ОРЕНБУРГ"

Год основания: 1999
Руководитель: Склонюк Вячеслав Иванович
Штатных сотрудников: 7 человек
Интервьюерская база: 30 человек

Наши аналитические статьи и обзоры
Чайные тенденции (ММЦ "Москва")

Чайные тенденции


Мировой рынок

Крупнейшими экспортерами чая на мировом рынке являются такие страны, как Индия (до 1 млн.), Шри-Ланка (более 200 тыс. тонн), Индонезия (160 тыс. тонн), Китай, Кения (250 тыс. тонн), Бангладеш, Зимбабве. Специфика данного продукта объясняет особенности торговли чаем на мировом рынке. Форма торговли – аукционная: крупные чайные аукционы организуются в Индии и Шри-Ланка. Чай – продукция очень требовательная к условиям, времени хранения и транспортировке. Для покупателей на данных аукционах имеет значение не только порядок цен, но и место произрастания, время и технология сбора, характеристики самого листа. Эксперты отмечают, что значительный рост цен на чай происходит на аукционах раз в десять лет (последний рост цен отмечался в 1998 году). На уровень цен влияют такие факторы, как климатические условия в районах местонахождения плантаций, тенденции мирового спроса и потребления. В странах-экспортерах и странах Западной Европы предпочтения потребителей смещаются в сторону потребления прохладительных напитков и соков, отчасти благодаря интенсивным рекламным кампаниям производителей этих продуктов. Именно поэтому производителей чая в Индии, Шри-Ланка и других странах так волнуют вопросы сбыта продукции. Тем более, что по данным FAO, прогнозируется ежегодный рост производства чая на 2,8%.

Россия, наряду с Англией, является крупнейшим игроком на чайных аукционах. Россией импортируется 90% внутреннего потребления продукта. Большую долю импорта составляет черный байховый чай (95% импорта, 58% предпочтений населения). Структура распределения чая по странам экспортерам отражена на рис.1


Однако после некоторого повышения цен на аукционе в Шри-Ланка произошло перераспределение структуры импорта в сторону увеличения доли импорта индийского чая. Цена на индийский чай также немного возросла, но до 2001 года на импорт чая из Индии действую льготы по НДС за счет государственного долга.

Структура таможенных пошлин такова: 15,5% на фасованный чай и 3,9% на балковый чай. Именно благодаря этому разрыву и развивается отечественный чайный рынок.

Российский рынок

Общий объем российского рынка оценивается в 160 тыс. тонн. Собственное производство в России сегодня менее 1% общего объема потребления. Основными производителями отечественного чая являются Адлерская и Дагомысская чайные фабрики (Краснодарский край). Недостаток отечественного сырья в том, что, несмотря на высокие вкусовые характеристики лучших сортов, краснодарский чай особо чувствителен к климатическим условиям, переработке, купажированию, фасовке и транспортировке, в результате которых теряются и вкус и аромат. Такой же недостаток у сырья стран ближнего зарубежья Грузии и Азербайджана. Наиболее известными считаются следующие чаеразвесочные фабрики Московская, Рязанская, Иркутсткая, Уфимская, фабрика "Гранд" в Сходне, "Май" во Фрязине, "Амтел" в Королеве, фабрика «Невские просторы» (Всеволжский район). Но на некоторых из них отмечается падение объемов производства, отчасти из-за месторасположения фабрик. Структура транспортных потоков такова, что продукция чаеразвесочных фабрик Москвы и Санкт-Петербурга легко попадает в регионы, тогда как региональные фабрики часто испытывают трудности с дистрибьюцией своей продукции. Это главная причина остановки Иркутской чаеразвесочной фабрики. И именно поэтому все недавно построенные фабрики расположены вблизи крупных городов.

Из-за высоких таможенных пошлин на фасованный чай, многие иностранные производители задумываются о производстве чая своих марок на территории России. На рис. 2. Отражена картина распределения рынка среди крупных чайных компаний.



Потребление чая в России

По исследованию МИЦ, 93% населения России пьют чай, компания Gallup Media Russia в результате анализа рынка получила значение - 98,5%. По данным государственной статистики, потребление чая в России - 1,5 кг на одного человека в год, в Англии этот показатель от 2,5 кг, тогда как структуры потребления чая обеих стран похожи. Это показывает возможности развития чайного рынка. Чай именно тот продукт, потребление которого в регионах России превышает показатели потребления чая в крупных городах. Причем основными «любителями» чая считаются регионы Севера, Сибири и Кавказа.

По замечаниям представителей московских оптовых компаний, спрос на чай имеет сезонный характер. Характерен спад в летние месяцы, когда на смену чаю приходят прохладительные напитки и соки, и рост спроса на чай в осенний период, причем иногда даже выше, чем в зимние месяцы.


Самым популярным местом покупки чая остается для потребителей мелкооптовый рынок (67%).

Наиболее популярными марками считаются: Lipton, Индийский чай со слоном, Ahmad, Brook Bond, Dilmah, Бодрость, Picwic, Tetley. На рис. 3. показано распределение по маркам предпочтений потребителей, намеревающихся совершить покупку.

Экспертами чайного рынка прогнозируется дальнейший рост чайной промышленности, чему способствует система таможенных пошлин на чай и некоторые тенденции во внутреннем потреблении. Основная из них – более высокие требования к качеству чая у потребителей. Причем особенно важно, что повышаются требования и у населения регионов, а они являются основными потребителями чая. Именно поэтому, некоторые производители дешевого отечественного чая вынуждены сокращать производство, а крупные иностранные компании задумываются об открытии своих производств в России. Растет спрос даже на эксклюзивные дорогие сорта чая. Увеличивается доля потребления пакетированного чая (15% предпочтений) из-за удобства потребления, зеленого и травяного чая, чая с добавками, особенно популярны марки с бергамотом и лимоном. Эти ниши на рынке раньше полностью принадлежали иностранным компаниям, но постепенно их начинают осваивать и отечественные операторы рынка.

Алена Родина

27.11.2000

Другие обзоры продовольственного рынка России - в рубрике "Исследования и обзоры" раздела "Аналитика"
 
2003 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"
Правила републикации
материалов сайтов
НП "НДП "Альянс Медиа"

Политика конфиденциальности