Система ММЦ: Система межрегиональных маркетинговых центров
English English Italiano Italiano
О Системе ММЦ География Новости организации События СМИ о нас Контакты
Услуги

Развитие международного сотрудничества

Поиск и подбор партнеров в регионах

Маркетинговые исследования

Продажа готовых обзоров
Деловые миссии в регионы
Реестр конкурентоспособных предриятий
Базы данных

Предприятия

Деловые предложения

Инвестиционные проекты

Мероприятия

Реестр маркетинговых работ
Сервис портала

Визитные карточки

Создание сайта на нашем портале

Подписки
Справочная информация
Сведения о регионах
В помощь маркетологу
Региональные маркетинговые центры в Системе ММЦ
ММЦ "АСТРАХАНЬ"

Год основания: 2002 год
Руководитель: Реуцкий Алексей Анатольевич
Штатных сотрудников: 8 человек
Интервьюерская база: 70 человек

Наши аналитические статьи и обзоры
Молочные реки (ММЦ "Москва")

Мировой рынок молочной продукции

Рост производства молока и молочных продуктов в 2000 году прогнозируется на 2% (данные FAO). Но вместе с ростом производства увеличивается объем потребления, особенно в странах-импортерах - Северной Африке, странах Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока, учитывая, что объемы экспорта молочной продукции ограничиваются ресурсами таких стран, как Австралия, Новая Зеландия, США, Уругвай, Азия, Латинская Америка. Ограниченность экспорта и рост потребления приводят к уменьшению ресурсов, несоответствию спроса и предложения на мировом рынке и дают основания предполагать продолжение роста цен на молочную продукцию.

Российский рынок

Российский рынок молочной продукции зависит от таких факторов, как: численность поголовья молочного скота, уровень его продуктивности и кормления, климатические условия, спрос на молочную продукцию (норма потребления, предпочтения), время года, ситуация на мировом рынке и политика государства в отношении животноводческой отрасли и экспорта/импорта молочной продукции. Но, несмотря на уменьшение численности поголовья молочного скота (в 1,6 раза с 1990 по 1999 год), снижение норм его продуктивности и кормления, и снижение потребления молочных продуктов населением (рис.1.) в этом году по некоторым направлениям отмечается рост производства и оживление на рынке молочной продукции (рис. 2).

В I квартале 2000 года производство молока составило 5890 тыс. тонн, что на 1% превышает данные аналогичного периода прошлого года (материалы Центра экономической конъюнктуры при правительстве РФ).

А, по данным департамента пищевой и перерабатывающей промышленности и детского питания Минсельхоза РФ, производство молочной продукции с января по октябрь 2000 года увеличилось на 7,2% по сравнению с этим же периодом 1999 года. Тогда как импорт молочной продукции в Россию из стран как ближнего, так и дальнего зарубежья снизился на 62%. Более того, по прогнозам, экспорт молочной продукции в этом году вырастет в 5-10 раз.

Менее оптимистичен рынок сухого молока: снижение объема производства составило 87% к показателю прошлого года (рис.2.). Разрыв спроса и предложения и тенденция роста цен характерны и для мирового рынка сухого молока. Низкий уровень предложения этого продукта на российском рынке объясняется тем, что заводы-производители ограничили продажи этой товарной позиции с целью увеличения запасов для зимних месяцев и начала весны - периода ограниченных поставок сырья.

Падение производства и предложения на мировом рынке заставило иностранных инвесторов взглянуть на Россию как перспективную сырьевую базу. Новозеландский молочный совет (31% мирового рынка) рассматривает возможность поставок молочной продукции из России. Многие иностранные компании вкладывают и планируют вкладывать средства в развитие собственных производств и молочных ферм на территории России. Преимущества таких производств для иностранных инвесторов очевидны: снижение себестоимости продукции (с учетом роста мировых цен), в том числе за счет уменьшения транспортных и таможенных издержек, сокращение срока реализации продукции, а также рост продаж молочных продуктов на территории России. Например, французская компания Danon открыла новый завод по производству молочных продуктов в г. Чехове; немецкая компания Ehrmann открыла свой первый завод в подмосковном Раменском и к 2002 году планирует увеличить свой оборот на территории России до 50 млн.$; компания Compina летом открыла свой завод в подмосковном Ступине.

Но руководство крупнейшей российской производственной группы Wimm-Bill-Dann оптимистично оценивает угрозу со стороны иностранных инвесторов. И это небезосновательно. Во-первых, компания прочно удерживает свою позицию на российском рынке (по данным самой компании, она занимает 30% рынка цельного молока). Холдинг контролирует 8 молочных заводов: подмосковные заводы Царицынский, Лианозовский, Раменский, Комбинат детских молочных продуктов в Москве, Сибирское молоко, а также молочные заводы во Владивостоке, Нижнем Новгороде, Новосибирске. Руководство компании предполагает приобретение 5-6 предприятий в России и за рубежом, и строительство завода в Ленинградской области. Во-вторых, конкуренция не станет значительной угрозой для отечественных компаний, пока рынок растет и есть возможность роста: рекомендуемая норма потребления молочных продуктов 392 кг, а в 1999 году норма потребления составила около 232 кг.

Ценовые тенденции

Как обычно, последние месяцы осени характеризуются снижением надоев, уменьшением производства молочной продукции и увеличением цен. Эксперты Института конъюнктуры аграрного рынка свидетельствуют, что рост цен на молочные продукты в октябре месяце составил 7,6%, в ноябре – 10%, а в декабре рост продолжится. Особый рост цен отмечается на сухое молоко в октябре месяце 12%, в ноябре – 15%. Рис.3.

Эти тенденции в свою очередь подтверждают и мониторинги розничных цен (по данным центров Системы ММЦ) и в первую очередь возросли цены на цельное молоко. Разброс розничных цен на 1 литр цельного молока в ноябре месяце составил от 5,2 (Воронеж) до 13,3 (Владивосток) руб. Средняя цена по регионам колеблется около 7 рублей за литр. Рост средних цен по сравнению с началом месяца составил 10-30%. Рис.4,5.

Но, несмотря на сезонный рост цен, в целом рынок молочной продукции России оценивается как перспективный и стабильно развивающийся благодаря отечественным производителям и иностранным инвесторам.

По материалам прессы и базы данных Системы ММЦ - "Мелкооптовые цены на региональных рынках"

01.12.2000 г.

Алена Родина

Другие обзоры продовольственного рынка России - в рубрике "Исследования и обзоры" раздела "Аналитика"

 
2003 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"
Правила републикации
материалов сайтов
НП "НДП "Альянс Медиа"

Политика конфиденциальности