Система ММЦ: Система межрегиональных маркетинговых центров
English English Italiano Italiano
О Системе ММЦ География Новости организации События СМИ о нас Контакты
Услуги

Развитие международного сотрудничества

Поиск и подбор партнеров в регионах

Маркетинговые исследования

Продажа готовых обзоров
Деловые миссии в регионы
Реестр конкурентоспособных предриятий
Базы данных

Предприятия

Деловые предложения

Инвестиционные проекты

Мероприятия

Реестр маркетинговых работ
Сервис портала

Визитные карточки

Создание сайта на нашем портале

Подписки
Справочная информация
Сведения о регионах
В помощь маркетологу
Региональные маркетинговые центры в Системе ММЦ
ММЦ "САНКТ-ПЕТЕРБУРГ"

Год основания: 1997 год
Руководитель: Коновалова Елена Борисовна
Интервьюерская база: 10 человек

Наши аналитические статьи и обзоры
На российском рынке сухих завтраков (ММЦ "Москва")

На российском рынке сухих завтраков


В предыдущей статье был рассмотрен рынок полуфабрикатов на примере лапши быстрого приготовления, сегодня в поле зрения другой продукт – сухие завтраки. В целом к категории сухих завтраков относятся различные зерновые хлопья, мюсли, мы же рассмотрим - каши быстрого приготовления, которые в свою очередь появились на российском рынке сравнительно недавно. Изначально на этом рынке присутствовала только импортная продукция из таких стран, как Финляндия, Англия, Германия, после кризиса этим продуктом заинтересовались и отечественные производители, тем более что все факторы свидетельствуют о высоких перспективах этого рынка, да и технологию производства можно освоить. Упрощенно процесс превращения различных зерен в каши быстрого приготовления можно представить так:
– предтермическая стадия обработки зерна (шелушение и пр.),
– термическая стадия (своеобразная промышленная «варка» ядер зерен – обработка сухим паром, сушка),
– стадия шлифовки зерен,
– разрезание зерен с их последующим превращением в хлопья - прессовка,
– стадия смешивания хлопьев с различными добавками и ингредиентами (сухие фрукты, орехи, сахар, витаминизированные добавки, сухие сливки, подсластители, ароматизаторы и пр.),
– заключительная стадия фасовки в промышленную, потребительскую тару, упаковки и маркировки готовой продукции.
С того времени, как этот продукт появился на нашем рынке, он не только нашел своего покупателя, но и завоевал определенную позицию в сознании россиян, недаром реальный спрос на рынке каш быстрого приготовления постоянно увеличивается, по данным маркетингового отдела компании «Быстров», ежегодно происходит рост рынка в 2-2,5 раза. Существуют различные данные по емкости рынка каш быстрого приготовления, оценка экспертов на 2000 год варьирует от 6 до 10 тыс. тонн. То есть в этом году следует ожидать увеличение рынка до 15-20 тыс. тонн готовой продукции. Получается, что среднедушевое потребление каш быстрого приготовления менее килограмма в год, тогда как в странах Европы, этот показатель достигает нескольких килограмм в год. Можно сделать вывод, что рынок находится на стадии интенсивного роста в своем жизненном цикле, хотя уже сейчас наблюдается острая маркетинговая обстановка, что же следует ожидать, когда темпы роста рынка будут падать, приближаясь к стадии зрелости?
Сухие завтраки в виде каш можно разделить на: каши моментального приготовления, для приготовления которых требуется только горячая вода или молоко и 1-3 минуты времени, и каши быстрого приготовления, которые требуют кратковременной варки в течение 3-8 минут. Преимущества каш быстрого приготовления очевидны – нет необходимости перебирать и мыть крупу, замачивать и подвергать крупу длительной варке, все эти операции уже сделаны заранее. Простота приготовления каш дает возможность использовать этот полуфабрикат не только в домашней кухне, но и на работе, на даче или в походе – в тех ситуациях, когда особых условий для приготовления пищи нет. Тем более что каши богаты углеводами и клетчаткой, полезными для организма микроэлементами и витаминами, диетологи рекомендуют включать в свой рацион каши для улучшения функционирования нервной, сердечно-сосудистой системы, систем пищеварения, печени, улучшения обмена веществ. Именно поэтому потенциальный рынок для каш очень широк – потребители очень разнообразны, для сегментации рынка можно использовать многие критерии: географический, социально-демографический – возраст, образование, уровень доходов, род занятий, культурные ценности, стадия жизненного цикла семьи. Однако ограничивающий фактор для увеличения числа реальных потребителей – это цена продукта, учитывая средний уровень доходов населения России, этот продукт могут себе позволить далеко не все потенциальные потребители, по этой причине, например, часто отсекаются покупатели таких перспективных сегментов, как пенсионеры, студенты. Поэтому чаще всего целевыми потребителями каш моментального приготовления являются люди в возрасте от 26 до 50 лет, имеющие высшее или незаконченное высшее образование, средний/высокий уровень доходов в месяц (от 200$ в мес.), проживающие в крупных мегаполисах, испытывающие дефицит свободного времени, и в то же время, заботящиеся о своем здоровье и здоровье членов своей семьи. По результатам исследования, проведенного агентством «Той-Опинион», наиболее важными факторами для потребителей в процессе совершения покупки являются вкус (аромат, консистенция, содержание сахара, содержание искусственных компонентов, внешний вид готового продукта) – 34%, цена – 27%, упаковка – 10% и известность продуктовой марки – 6%.
Какие же марки моментальных сухих каш сегодня известны российскому производителю? Их не совсем много: каши «Nordic», производства финского концерна «Raisio», каши «Quaker» производства Quaker Trading Ltd., каши «Бишоп» производства ООО «Овсяный проект», «Быстров» компании «Си-Про» (награда «Товар года» в номинации «Каши моментального приготовления» в 2000 году, награда «Бренд года» в номинации «Выведение Бренда на рынок» в 2000 году, Первое место в номинации «Этикетка и Упаковка» на «10-м Московском Международном Фестивале Рекламы»), «Оба-на!» санкт-петербургской компании «Фотрэкс» (медаль конкурса «Наша марка» на выставке «Петерфуд-2000», «Золотая медаль» на VIII Международной продовольственной выставке), крупы быстрой варки – «Быстров», «Ангстрем» и несколько других марок. Имеет свои планы на этот рынок и челябинская макаронная фабрика «Макфа». Возможно, что мы станем очевидцами маркетинговой войны на этом рынке.
Ассортимент каш велик: по разновидностям круп – овсяная, ржаная, рисовая, гречневая, ячменная, 5 злаков, по различным добавкам – фруктовые (ананас, клубника, черника, яблоко, виноград, персик, ежевика, малина, банан, вишня, изюм, дыня, черная смородина, ассорти, орехи, ассорти со сливками и пр.), куриные, мясные (курица, говядина, говядина в томатном соусе, говядина в сметанном соусе), грибные. Некоторые каши содержат в своем составе минеральные вещества и витаминизированные добавки.
Каши быстрого приготовления, требующие кратковременной варки, фасуются в пакетики для варки (500 гр. – по 1-4 пакетика в коробке) или в картонные коробки (600-700 гр.), каши моментального приготовления фасуются в порционные пакетики (35-47 гр. по 10 пакетиков в коробке), в картонной коробке (210-400 гр.).
Розничная цена на каши моментального приготовления варьирует в зависимости от марки, ее позиционирования, вида хлопьев и вида наполнителя. В столице розничные цены таковы: каша «Quaker» 288 гр. 70-82 руб., каша «Nordic» 210 гр. 40-48 руб., «Быстров» пакетик 35 гр. 5-9 руб.
Как уже было сказано, рынок сегодня находится на стадии интенсивного роста, поэтому производители сильного давления со стороны своих конкурентов пока не испытывают, ведь рынок растет и платежеспособного спроса сегодня хватает на всех, но именно это и привлекает в эту нишу все новых и новых производителей. Поэтому о присутствии конкурентов необходимо задумываться сегодня – наиболее эффективным и часто используемым инструментом является комплекс маркетинга: качественный, привлекательный для покупателя товар, соответствующая цена, хорошая дистрибьюция, активное продвижение товара, марки, организации. Многие производители уже сегодня расширяют ассортимента в сторону прочих товаров быстрого приготовления – пюре, супы, хлопья, разрабатывают активные маркетинговые стратегии.

14.08.2001.
Алена Родина

Другие обзоры продовольственного рынка России - в рубрике "Исследования и обзоры" раздела "Аналитика"

 
2003 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"
Правила републикации
материалов сайтов
НП "НДП "Альянс Медиа"

Политика конфиденциальности