Система ММЦ: Система межрегиональных маркетинговых центров
English English Italiano Italiano
О Системе ММЦ География Новости организации События СМИ о нас Контакты
Услуги

Развитие международного сотрудничества

Поиск и подбор партнеров в регионах

Маркетинговые исследования

Продажа готовых обзоров
Деловые миссии в регионы
Реестр конкурентоспособных предриятий
Базы данных

Предприятия

Деловые предложения

Инвестиционные проекты

Мероприятия

Реестр маркетинговых работ
Сервис портала

Визитные карточки

Создание сайта на нашем портале

Подписки
Справочная информация
Сведения о регионах
В помощь маркетологу
Региональные маркетинговые центры в Системе ММЦ
ММЦ "ГЕРМАНИЯ.ДРЕЗДЕН"

Год основания: 1998 год
Руководитель: Виктор Лихтнер
Интервьюерская база: 30 человек

Наши аналитические статьи и обзоры
Российский улов (ММЦ "Москва")

Российский улов

По данным ФАО (FAO - Food & agriculure organization - автономная организация в структуре ООН, объединяющая более 180 стран), к 2010 г. производство рыбы и морепродуктов в мире будет составлять 75-114 млн. т., тогда как потребление превысит это значение, отчасти благодаря распространению культуры потребления морепродуктов, и будет равняться 140-150 млн. тонн. Уже сейчас ученые отмечают, что некоторые популяции рыб близки к исчезновению или значительно истощены (например, ситуация с осетровыми на Каспии). Поэтому министры рыбной промышленности стран ЕС договорились об ограничении уловов в водах Северного моря, а правительство Англии предложило мировому сообществу запретить на время торговлю черной икрой.

Импорт и экспорт Россией свежемороженой рыбы за 1997-1999 гг. представлены на рис. 1.

Объемы импорта свежемороженой рыбы по итогам 10 месяцев 2000 года по сравнению с аналогичным периодом 1999 года по данным Госкомстата, сократилось на 17-18%.

27 декабря 2000 года российское правительство установило новый порядок распределения квот на лов рыбы и морепродуктов через аукцион. Цели правительства:

  • увеличить поступление средств в федеральный бюджет;
  • способствовать созданию рыночных условий в данной отрасли,
  • ограничить нелегальный экспорт российской рыбы.

По словам председателя Госкомрыболовства Юрия Синельника, нелегальный экспорт рыбных и морских продуктов составил 700 млн. $.

На цены обычного рыбного ассортимента российской розничной сети, который в большей части состоит из дешевых сортов рыб, данное постановление не окажет значительного влияния. Дело в том, что новый порядок затронет только промысел ценных пород рыб и морепродуктов. Хотя некоторый рост цен на рыбную продукцию все-таки уже отмечается и прогнозируется в ближайшем будущем. Но связано это с такими общими экономическими показателями, как увеличение транспортных тарифов, цен на горючее, значительным износом и моральным устареванием оборудования в данной отрасли. Из-за технических неполадок простаивает значительная часть рыболовных судов.

Сейчас потребление рыбной продукции на душу населения в РФ составляет 10-15 кг. В год, тогда как в советские времена это значение приближалось к 40 кг. Изучая предпочтения потребления рыбной продукции, отмечено, что малообеспеченные слои населения не избегают включать в свой рацион рыбные и уж тем более, морские продукты, в большей степени из-за непозволительно высоких для ограниченного бюджета цен на морепродукты.

Ценовая динамика на рыбную продукцию

Оптовые цены на с/м рыбу зависят от размера рыбы конкретного сорта, степени ее обработки (потрошеная - непотрошеная, с головой – без головы). В таблице 1. представлены оптовые цены на не обработанную свежемороженую рыбу в городе Москве.

Таблица № 1. Оптовые цены на с/м в городе Москве на январь 2001 г.

Ассортиментная позиция Цена (от 1 т.)
1 Минтай с/м30 – 35 руб.
2 Сельдь с/м15 – 20 руб.
3 Горбуша с/м33 – 37 руб.
4 Треска с/м23 – 28 руб.
5 Камбала с/м16 – 20 руб.
6 Скумбрия с/м29 – 34 руб.
7 Сельдь соленая19 – 25 руб.

Мелкооптовые цены по регионам России на данные позиции рыбной продукции отражены в таблице № 2.

Таблица № 2. Уровень цен на рыбу на мелкооптовых рынках на территории России на январь 2001 г.

РыбаМин. Цена Город Макс. цена Город Ср. цена
Сельдь соленая 19 Воронеж 34 Москва 26,5
Карп с/м 16 Пенза 30 Воронеж 23,0
Минтай, с/м 17,5 Воронеж 42,6 Новгород 30,1
Сельдь с/м 16,5 Воронеж 23 Челябинск 19,8
Горбуша с/м 30 Воронеж 41 Новгород 35,5
Треска с/м 27 Воронеж 58,9 Новгород 43,0
Камбала с/м 15 Воронеж 29 Пенза 22,0
Скумбрия с/м 28,01 Воронеж 38 Пенза 33,0
Кальмар с/м 23 Воронеж 35,5 Новгород 29,3

На Рис.2,3 отражена динамика мелкооптовых цен на некоторые позиции с/м рыбы с сентября 2000 г. по январь 2001 г. в г. Новгороде.

В результате анализа данной динамики можно отметить тенденцию к повышению цен. Рост цен по сравнению с ценами на сентябрь 2000 г. составил в среднем 20-25%. Особенно цены возросли на такие позиции, как минтай с/м на 58%, сельдь с/м – 41%, треска с/м – 33%, кальмар – 31%.

К более дешевому ценовому сегменту следует отнести сельдь с/м, камбалу с/м и соленую сельдь. На Рис 4,5 представлены средние мелкооптовые цены на соленую и с/м сельдь в некоторых городах РФ на январь 2001 года.

Данные Системы ММЦ свидетельствуют, что по сравнению с аналогичным периодом 2000 года рост цен на с/м рыбу в среднем составил 35-40%. Причем больший скачок цен характерен для с/м горбуши, с/м трески и с/м сельди.

Но, несмотря на тяжелое время, которое переживает рыбная отрасль сегодня, можно отметить некоторый подъем рыболовного хозяйства. В 2000 году сдана в эксплуатацию первая очередь профинансированного из федерального бюджета Анюйского рыбного завода, в 2002 г. планируется завершение следующей очереди заводов на Сахалине. Руководство Госкомрыболовства РФ обсуждает проекты развития рыбных заводов на Дальнем Востоке на средства, полученные от продажи квот иностранным компаниям на вылов рыбы на территории российской экономической зоны.

По материалам прессы и базы данных Системы ММЦ - "Мелкооптовые цены на региональных рынках"

Другие обзоры продовольственного рынка России - в рубрике "Исследования и обзоры" раздела "Аналитика" 18.12.2000 Алена Родина

 
2003 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"
Правила републикации
материалов сайтов
НП "НДП "Альянс Медиа"

Политика конфиденциальности