На мировом рынке экспертами отмечается тенденция падения спроса на продукцию черной и цветной металлургии. Многие эксперты единогласно заявляют, что причина данного явления – спад в строительном и электронном секторах экономики и автомобилестроении – падает спрос на новые автомобили. Снижение приводит, в свою очередь, к падению цен на металлы на мировом рынке. За исключением некоторых позиций, например, сегодня на мировом рынке острый дефицит палладия.
Россия является крупным игроком-экспортером металлов на мировом рынке. (См. Рис.1.)
Но российские металлы не отличаются: во-первых, качеством, во-вторых, регулярностью поставок, а именно это требование является основным для многих зарубежных производителей. Требование к регулярности поставок – это отличительный признак высокоорганизованного производства в развитых странах – это требование является элементом структуры управления качеством (TQM- total quality management) всей организации.
За 2000 год можно отметить следующие изменения в структуре экспорта: общее увеличение экспорта металлургической продукции, причем в большей степени за счет черных металлов. Эта тенденция также оказывает косвенное влияние на рост внутренних цен на металлы.
Российский рынок
На внутреннем рынке ситуация прямо противоположная – рост спроса и цен на продукцию металлургических заводов. Увеличение спроса происходит , в частности, за счет повышения темпов строительства, например, в жилищном секторе в Москве и крупных городах , темпов промышленно-транспортного строительства (третье кольцо в столице) и увеличения активности в машиностроении и нефтеперерабатывающей промышленности.
Но в свою очередь увеличивается и производство металлопродукции. По приблизительным результатам 2000 года, большая доля роста ВВП относится к статье металлообработки и машиностроения (25%), черной и цветной металлургии (14% и 11%). Объем производства в металлургической промышленности увеличился по сравнению с 1999 годом на 16%.
Именно из-за спроса на металлопродукцию в строительной индустрии, особенно возросло производство (данные роста производства за 08.99-08.2000, Госкомстат РФ):
листового проката (26%),
проката с упрочняющей термической обработкой (59%),
проката из низколегированной стали (43%),
стальных труб (66%),
бесшовных труб (57%),
сварных и электросварных труб (33%),
различных метизов (43%).
Крупными производителями в металлургической отрасли считаются:
В рейтинге крупнейших компаний различных отраслей по объему производства (Журнал Эксперт №37 (249) 2000 г.) компания «Норильский Никель» заняла 5-ое место, Магнитогорский и Новолипецкий металлургические комбинаты заняли соответственно 19 и 20-ое места.
Несмотря на наличие спроса и рост производства, в отечественной металлургии продолжается падение производительности труда. Производство на металлургических комбинатах не оптимизировано (не полная загруженность мощностей), организация производства низкая, следовательно, падает рентабельность. А для успешной реструктуризации и оптимизации производства необходимы крупные инвестиции. Также у производителей часто не отлажены каналы сбыта. Промышленное производство предъявляет особые требования к структуре сбыта: минимум посредников – желательна схема производитель-потребитель, минимум затрат денег и времени на доставку, постоянство закупок, большой объем закупок. Однако сегодня в структуре сбыта металлов количество посредников между производителем и потребителем может сравниться с обычной системой распределения потребительских товаров. Это еще одна из причин роста цен на металлы в России. Именно поэтому особое значение приобретает для данной отрасли возможность вести торги с помощью глобальной сети - создание электронных торговых бирж для металлургических заводов и комбинатов.
На внутреннем рынке цены на металлопродукцию все еще очень высоки для массового отечественного потребителя. Производители объясняют рост цен увеличением грузовых тарифов, увеличением цен на бензин, газ, электроэнергию.
По данным сайта Московская металлоторговля (www.mosmet.ru) рост цен за 2000 год составил:
на арматуру – 17%,
на уголок – 15%,
на швеллер – 17%,
на трубы – 8%,
на ОЦ лист – 8,5%.
На сегодня цены колеблются в пределах (Табл. 1.):
Название позиции
Мин цена, руб.
Макс цена, руб.
Арматура (10 мм)
6190
7540
Арматура (14 мм)
6200
7590
Арматура (25 мм)
5850
6600
Уголок (45*4)
6300
6800
Швеллер (14)
6100
7300
Лист ОЦ (0,8)
14900
16000
Проволока
6500
6600
Алюминий (0,5)
78
105
Медь (8*600*1200)
112
125
Проблемы для российских металлургов: не только увеличение тарифов на перевозки, но и дефицит вагонов и высокий риск, которому подвергается груз в процессе транспортировки (потеря вагонов, задержка груза и т.д.).
Учитывая все трудности и проблемы, которые испытывают предприятия металлургической отрасли сегодня, остается надеяться, что в дальнейшем, по мере решения острых технологических и организационных вопросов, продолжится рост производства, сопровождаемый насыщением спроса на внутреннем рынке и обеспечивающий снижение цен на продукцию за счет оптимизации производства и распределительных механизмов.