Кофейный рынок Общие тенденции на мировом рынке кофе в зернах
На мировом рынке кофе сегодня кризис. Падение цен и изменение позиций лидеров-экспортеров свидетельствует о жесткой конъюнктуре на рынке. Еще с лета наблюдается тенденция падения цен, и сегодня цена опустилась до 0,75$ -0,8 $ за фунт (цена на зеленое колумбийское зерно на бирже в Нью-Йорке).
Снизилась доля бразильского кофе, и несмотря на то, что Бразилия удержала свою позицию первой страны по экспорту кофе, но в этом году ее доля на рынке упала с традиционных 25% до 18% (рис.1). Колумбия, ранее занимающая 2-ое место в мире по экспорту кофе (10%), испытывает сегодня экономический кризис, отразившийся на структуре экспорта, и уступает свою долю мирового рынка Вьетнаму. Наряду с прочими азиатскими странами, предприниматели Вьетнама воспользовались льготным кредитом Всемирного банка и резко увеличили производство. Отчасти благодаря этому, эксперты прогнозируют рост мирового производства на 5% (по данным экспертов Международной ассоциации по кофе), хотя уже сейчас перепроизводство составляет по приблизительной оценке 26 миллионов мешков.
В России рынок кофе активно развивается, именно поэтому, по данным Минсельхоза РФ, импорт кофе в страну в 2000 году увеличился в 2,3-2,7 раз. Крупные операторы рынка кофе прогнозируют дальнейшее увеличение импорта. Ранее в структуре импорта кофе в Россию преобладал индийский кофе. Но в этом году произойдет увеличение поставок кофе в Россию из Бразилии и Индонезии, и снижение поставок из Индии. Из-за отмены льгот на НДС на импортируемые из Индии товары, деловые связи с этой страной становятся менее интересны.
Российский рынок растворимого кофе
Российский рынок кофе отличается преобладанием растворимого кофе (80%-85%). Хотя в последнее время, с ростом средних доходов населения и зарождением культуры потребления кофе в нашей стране, трейдеры этого рынка ожидают некоторый рост потребления кофейного зерна в России. Быстрота и простота приготовления – экономия времени – это один из значимых факторов у нынешних российских потребителей для принятия решения о покупке именно растворимого кофе. Несмотря на то, что в процессе дегустаций респонденты единогласно отмечают такие недостатки растворимого кофе, как менее выраженный аромат и вкус, чем у кофе из кофейного зерна, запах пережареных зерен, запахи «поля», предпочтение чаще всего отдается именно растворимому кофе.
На российском рынке растворимого кофе насчитывается более 150 марок. Наиболее известные среди них Nescafe, Jacobs, Tchibo, Moccona, Elite classic, Pele, Maxwell House, Московская кофейня на паях, и пр. Наиболее популярными марками растворимого кофе является продукция компании Nestle. Особенно марка Nescaffe classic – как наиболее оптимальное сочетание хорошего качества и приемлемой цены для большинства российских покупателей. Поэтому для анализа ценовой ситуации на рынке мы взяли именно эту позицию. Ценовая информация мониторинга цен для данного анализа (рис.2.-рис.4.) была собрана в разных городах РФ сотрудниками региональных центров Системы ММЦ в рамках проекта «Мониторинг цен мелкооптовых рынков регионов РФ».
Изначально кофе это валютный товар, зависящий от курса доллара. Поэтому, анализируя динамику цен, мы можем отметить некоторую стабильность мелкооптовых цен за 2000 год (рис.2). Спрос на кофе, также как и чай, обладает ярко выраженным сезонным характером: спад с мая по сентябрь в сезон соков, напитков, минеральной воды и лимонадов и оживление в осенние и зимние месяцы.
Динамика цен с ноября 2000 по январь 2001 года, показывает небольшой всплеск мелкооптовых цен на 4-6%, особенно на примере Владивостока и Воронежа (рис.3). Цены на Nescaffe classic, 100 гр. сегодня колеблются от 41,5 руб. (Красноярск) до 52 руб. (Екатеринбург), средняя цена по регионам РФ около 45,5 руб.
Эксперты еще в ноябре 2000 года предсказывали в начале 2001 года рост цен на кофе на российском рынке (рис.4), объясняя его отменой льгот по НДС на товары, импортируемые из Индии, и как не удивительно, параллельное оживление спроса на рынке.
Улучшается благосостояние потребителей, как следствие, изменяются привычки – потребители переключаются с потребления чая на кофе, с более дешевых марок и сортов на более дорогие и элитные, увеличивается частота потребления кофе и требования к качеству. Причем происходит увеличение не только рынка растворимого кофе, но и кофейных смесей и кофе в зернах. Интересен и такой факт, что в отличие от чая, основным местом покупки кофе для потребителей остается мелкооптовый рынок, хотя риск приобретения поддельного продукта на рынках чрезвычайно велик. В целом, характерной чертой для рынка кофе считается большое количество товаров сомнительного качества. По некоторым оценкам, вплоть до 50% рынка представлено не настоящим товаром. За девять месяцев 2000 года Госторгинспекция изъяла из продажи до 28% поддельного товара, из всех проверенных партий. Но, учитывая высокие темпы роста этого рынка, и повышение требований потребителей к качеству продукции, можно надеяться на изменение покупательских привычек.
05.01.2001.
Алена Родина
По материалам прессы и базы данных Системы ММЦ - "Мелкооптовые цены на региональных рынках"
Другие обзоры продовольственного рынка России - в рубрике "Исследования и обзоры" раздела "Аналитика"
|