Система ММЦ: Система межрегиональных маркетинговых центров
English English Italiano Italiano
О Системе ММЦ География Новости организации События СМИ о нас Контакты
Услуги

Развитие международного сотрудничества

Поиск и подбор партнеров в регионах

Маркетинговые исследования

Продажа готовых обзоров
Деловые миссии в регионы
Реестр конкурентоспособных предриятий
Базы данных

Предприятия

Деловые предложения

Инвестиционные проекты

Мероприятия

Реестр маркетинговых работ
Сервис портала

Визитные карточки

Создание сайта на нашем портале

Подписки
Справочная информация
Сведения о регионах
В помощь маркетологу
Региональные маркетинговые центры в Системе ММЦ
ММЦ "ПЕРМЬ"

Год основания: 2003
Руководитель: Ощепкова Евгения Георгиевна
Интервьюерская база: 64 человека

Наши аналитические статьи и обзоры
"Золотое" яичко (ММЦ "Москва")

"Золотое" яичко

По данным Центра экономической конъюнктуры при Правительстве РФ, в 1999 году показатель потребления куриных яиц жителями РФ был 222 шт. на душу населения, что соответствует уровню потребления этого продукта в США и странах ЕС, например, в том же году потребление этого продукта в США было 239 шт. душу населения.

Данные БИКИ 28.12.00. 2000 – предварительная оценка, 2001 г. – прогноз

По оценкам результатов прошедшего года, прогнозы Центра экономической конъюнктуры при Правительстве РФ о росте производства яиц в 2000 году по сравнению с показателями 1999 года на 1% оправдались – 33,2 млрд. шт. (рис. 1.).

Анализ рыночной конъюнктуры на куриные яйца за 1999-2001 гг. показал очевидный рост цен, причем темп роста цен также увеличивается. Если на начало 1999 года средняя розничная цена на куриные яйца колебалась около значения 11,2 руб. за 10 шт., на начало 2000 года средняя розничная цена возросла на 11% до 12,4 руб. Возможно, основной причиной роста явилась общая инфляция, рост цен на энергоносители, топливо.

Динамика розничных цен за 2000 год отражена на рис. 2. (по данным мониторингов розничных цен Системы ММЦ). Годовая динамика цен обычно позволяет определить сезонные изменения спроса или предложения на продукт. В данном случае, можно отметить некоторое падение цен в летние месяцы из-за роста предложения (дополнительное предложение со стороны домашних хозяйств). Некоторое падение спроса приходится на периоды церковных постов. Оживление спроса на этот продукт характерно для предпраздничных периодов: перед ноябрьскими праздниками, Новым Годом, 8 Марта и особенно перед так популярным в России весенним церковным праздником Пасхи.

Динамика цен в течение последних 3-х месяцев (рис. 3.) иллюстрирует ситуацию изменения цен в предпраздничный период. С начала декабря по середину января произошел скачок цен в среднем на 13%, лидером по росту цен по мониторингу ММЦ является Владивосток - 35%.

В конце января - начале февраля значение спроса вернулось на предпраздничный уровень, а в отношении цен, произошло явление гистерезиса - в среднем цены упали всего на 3%, и остановились на уровне 10%-го роста по сравнению со значениями на начало декабря. Явление гистерезиса объясняется повышением себестоимости яиц для производителей, из-за влияния общеэкономических факторов: растут затраты на электроэнергию, топливо, корм, лекарства, затраты на доставку – яичко становится для производителей «золотым».

А к настоящему времени, средняя цена на мелкооптовых рынках на территории РФ на куриные яйца возросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 17% - 14,5 руб. за 10 шт. (таблица 1., рис. 4.).

Таблица 1. Средние мелкооптовые цены в региональных центрах России (8.2.2001-21.2.2001)

Товар Ижевск Казань Калуга Красноярск Москва Тула Челябинск
Яйцо куриное 15 14,5 14 13,6 16 14 14,6

Хоть по классификации товаров в теории маркетинга яйцо куриное как продукт питания относится к категории товаров повседневного спроса, но спрос на этот товар в значительно большей степени зависит от доходов населения, чем на другие продукты. Например, на Украине сегодня продолжается падение производства яиц, в частности, из-за снижения покупательской способности населения. В России основными потребителями данного продукта считаются жители крупных городов – Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, и пр., так как жители города имеют более высокие доходы и страдают дефицитом времени на приготовление пищи. Большая же часть населения России обладает очень ограниченным бюджетом, и для многих покупателей этот продукт становится все более недоступным. Таким образом, яичко становиться «золотым» и для производителей и для потребителей.

Каково же мнение об этом продукте у потребителей? Большинство покупателей знают, что яйцо – это очень полезный, уникальный в своем роде продукт, который содержит ценные для организма витамины (A, D, E, B) и так необходимые организму минералы. С уменьшением свободного времени у работающей части населения и увеличением числа работающих женщин, этот продукт приобретает особую популярность благодаря простоте и быстроте приготовления. Есть и другая группа причин, по которым покупатели стараются ограничить потребление данного продукта в своем рационе. Во-первых, это содержание холестерина в яичном желтке, одна из основных причин, объясняющих отказ от принятия решения о покупке, особенно у покупателей среднего и пожилого возраста, заботящихся о своем здоровье и правильном и здоровом питании. Вторая причина – это возможность наличия в продукте лекарственных веществ (попадающих в яйца из организма курицы) и болезнетворных бактерий (сальмонелл). Причем последняя причина безосновательна, так как несколько лет назад после участившихся случаев заболеваний сальмонеллезом, были повышены требования к производственному процессу и санитарные требования к процессу продажи яиц. Поэтому сегодня, при соблюдении элементарных привил гигиены, возможность получения заболевания при употреблении данного продукта слишком мала.

В заключение, следует еще раз упомянуть о прогнозном увеличении показателей производства и потребления куриных яиц в РФ в 2001 г. Хотя в предверии Великого поста и Пасхи производители и продавцы этого продукта ожидают некоторое снижение спроса с конца февраля – по начало апреля и пик активности на яичном рынке непосредственно перед святым праздником с соответствующим ростом цен.

1/ Гистерезис – (hysteresis – запаздывание, отставание) – отставание изменния одного показателя за изменением другого

19.02.2001.

Алена Родина

Другие обзоры продовольственного рынка России - в рубрике "Исследования и обзоры" раздела "Аналитика"

 
2003 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"
Правила републикации
материалов сайтов
НП "НДП "Альянс Медиа"

Политика конфиденциальности