Рынок макаронных изделий
Общие тенденции
Прошло то «золотое» для российских производителей макарон время – время августовского кризиса – когда макаронные изделия, независимо от их качества, раскупались запуганными российскими покупателями мгновенно. Сегодня эта подотрасль пищевой промышленности претерпевает коренные изменения. Темп роста спроса на макаронные изделия снижается, культура потребления макарон в России отсутствует, а количество производителей высоко, высока и их конкуренция друг с другом. Все это приводит к падению рентабельности, процессу концентрации производства, переходу от ценовой (низший вид конкуренции) к неценовой конкуренции в отрасли, присущей более развитому цивилизованному рынку. Для производителей макаронного рынка возникает необходимость:
1) расширять, модернизировать и оптимизировать производство,
* повышать технологию процесса производства,
* повышать качество конечной продукции,
* снижать издержки с целью получения запаса конкурентоспособности,
2) повышать качество процесса реализации – оптимизировать маркетинговую стратегию компании.
Для составления более четкого представления об этом рынке необходимо рассмотреть три составляющих силы этого рынка: поставщиков, производителей и потребителей.
Поставщики сырья
По данным Прайм-тасс, в 2000 году производство зерна увеличилось на 2 %, на основе этого, в текущем году прогнозируется увеличение производства муки. А как известно, мука является основным компонентом для производства макаронных изделий. Поэтому давление со стороны поставок сырья макаронная отрасль испытывать не будет.
Другой вопрос, что для производителей сегодня необходима гарантия своевременных поставок сырья соответствующего качества. Именно поэтому производителями сегодня создаются зерновые холдинги, яркий пример – объединение Петербургского мельничного комбината, 1-ой петербургской макаронной фабрики, ЗАО Агрокомплекс «Оредеж», Псковского мелькомбината и торговой компании «Вита» в единый холдинг. Подобные объединения позволяют повысить рентабельность производства на 2-4% за счет оптимизации логистических процессов и снижения риска простоя производства из-за нарушения поставок.
Но и модернизация производства и оптимизация маркетинговой стратегии для повышения и удержания конкурентоспособности приводят к потребности в дополнительных денежных средствах. Наиболее популярный способ получения инвестиций - продажа акций компании иностранным инвесторам. Компания «Русский продукт» проявила новаторство при решении данной проблемы: первой из числа российских производителей продуктов питания выпустила облигации и вышла на фондовый рынок, возможно, положив начало альтернативному способу получения денежных средств для развития российского продовольственного бизнеса .
Производители макаронной продукции
По данным Прайм-тасс, производство макаронных изделий в 2000 году возросло всего на 1,5% (рис.1). А потенциал этого рынка на 2000 год специалисты оценивали в 860-900 тыс. тонн, что свидетельствует о перспективности рынка.
По разным оценкам экспертов, в 2000 году на 95-98% российский рынок макаронных изделий был представлен отечественными марками. То есть, если до кризиса доля иностранной продукции на этом рынке колебалась от 25% до 40% рынка, то сейчас иностранная продукция занимает всего 2-5%. Среди иностранных марок наиболее известными для потребителей считаются Maltagliati, Pasta Zara, Pasta Mediterranea, Pasts Lori, Corona, Tomadini, Ponte, Federici.
Среди отечественных производителей крупнейшими производителями считаются челябинская фабрика «Макфа» и московская фабрика «Экстра М», в совокупности эти фабрики занимают около 18% макаронного рынка (Прайм-тасс). Эти марки конкурируют как на рынках крупных городов, особенно на рынке столицы, так и на региональных рынках. Среди прочих производителей, можно выделить Нижегородскую макаронную фабрику, екатеринбургскую фабрику «Смак» (принадлежит объединению «Макфа»), барнаульскую фабрику «Алтан», 1-ую петербургскую макаронную фабрику, самарскую фабрику «Верола», Московский пищекомбинат и фабрику «Колосс».
Потребители макаронных изделий
В зависимости от доходов российские потребители делятся для производителей на две группы: первая группа потребителей предпочитает отечественные макароны оптовая цена которых от 6 до 8 руб за кг, розничная – от 9 до 15 руб. за кг, ко второй группе относятся потребители с более высоким уровнем доходов, которые предпочитают иностранную продукцию, розничная цена на которую - 20-30 руб. за кг и выше.
Для потребителей первой группы наиболее известны марки Вермани, Гранмулино, «Русский продукт», «Супермак», «Смак», а также продукция региональных местных производств. Наиболее удобной потребители признают упаковку в 500 гр. (консалтинговая фирма «Маркетинг-бюро»). Среди наиболее популярных видов: спагетти, рожки, вермишель, лапша, ракушки, фигурные макаронные изделия.
Ценовая динамика на макаронные изделия
На рис. 2-4 отражена динамика цен с начала 2000 года по настоящее время на макароны, вермишель и фигурные макаронные изделия в таких городах РФ, как Владивосток, Иваново, Москва (данные мониторингов Системы ММЦ).
В целом, по словам тредеров этого рынка, спрос на макаронные изделия традиционно испытывает следующие сезонные колебания: рост в зимние месяцы и падение спроса летом – в сезон овощей и фруктов. На рис. 5. отражена краткосрочная динамика цен на различные макаронные изделия. Более дешевыми из макаронных изделий считаются такие виды, как вермишель, лапша и ракушки, более дорогими – фигурная продукция.
На основе данного графика можно также сделать вывод о росте розничных цен за последние четыре месяца. Но по сравнению с динамикой цен на прочие продукты питания, когда рост цен на некоторые позиции за последние три-четыре месяца достигает 15-20%, благодаря усилиям производителей макаронных изделий, цены на эту продукцию с ноября 2000 года возросли в среднем всего на 4%. Рост же розничных цен за год составил в среднем по позициям 16%.
Прогноз развития рынка
При условии дальнейшей концентрации производства в этой отрасли, по словам Михаила Юревича («Макфа»), через несколько лет на данном рынке останется всего 4-5 крупных производителей. Учитывая, что потенциал рынка довольно высок, он считается привлекательным для иностранных инвесторов, а для отечественных производителей повышается риск появления на рынке новых марок и новых конкурентов. Позиции двух марок-лидеров «Макфа» и «Экстра М» очень сильны на отечественном рынке, но зарубежные инвесторы могут позволить себе высокобюджетные маркетинговые программы продвижения. И тем не менее, постепенно отечественные производители модернизируют производство, повышают качество продукции, используют методы неценовой конкуренции, реализуя, по мере возможности, программы продвижения своей компании и продукции.
26.02.2001
Алена Родина
Другие обзоры продовольственного рынка России - в рубрике "Исследования и обзоры" раздела "Аналитика" |