Система ММЦ: Система межрегиональных маркетинговых центров
English English Italiano Italiano
О Системе ММЦ География Новости организации События СМИ о нас Контакты
Услуги

Развитие международного сотрудничества

Поиск и подбор партнеров в регионах

Маркетинговые исследования

Продажа готовых обзоров
Деловые миссии в регионы
Реестр конкурентоспособных предриятий
Базы данных

Предприятия

Деловые предложения

Инвестиционные проекты

Мероприятия

Реестр маркетинговых работ
Сервис портала

Визитные карточки

Создание сайта на нашем портале

Подписки
Справочная информация
Сведения о регионах
В помощь маркетологу
Региональные маркетинговые центры в Системе ММЦ
ММЦ "ТЮМЕНЬ"

Год основания: 1999
Руководитель: Беличенко Анна Александровна
Штатных сотрудников: 10 человек
Интервьюерская база: 40 человек

Наши аналитические статьи и обзоры
Кетчуп - российский соус № 2 (ММЦ "Москва")

Кетчуп - российский соус № 2

Вторым по популярности соусом в России является кетчуп. Еще с советских времен все помнят небольшую незамысловатую стеклянную баночку с красной крышкой, так популярного в те времена почти единственного в продаже густого болгарского кетчупа. О прочих соусах, кроме кетчупа и майонеза, говорить не приходилось.

До кризиса 1998 года на рынке в изобилии были представлены различные марки качественных и менее качественных томатных соусов, кетчупов. После кризиса их импорт резко сократился (рис. 1.), в 1999 году почти в 2 раза.

Сборник таможенной статистики внешней торговли РФ 1996-1999 гг.

Они представляли на нашем рынке качественную продукцию и заботились не только о сиюминутной выгоде, но и о тех потребителях, которые успели привыкнуть к их продукции. Многим импортным компаниям пришлось работать с минимальной торговой наценкой, только для того, чтобы остаться на рынке, и не потерять свою хоть и небольшую после августа 1998 года долю рынка. Сегодня импортная продукция на рынке представлена в дорогом ценовом диапазоне следующими марками: Heinz, Uncle Ben’s, Tobasco, Hamker. Основные покупатели этих кетчупов обладают высоким доходом и предпочитают качественные импортные продукты не зависимо от цен, часто этот слой населения представлен в крупных городах РФ.

Данные Gullap Media.

Но наибольшей популярностью на российском рынке все-таки пользуются отечественные кетчупы, большинство их которых позиционировано для потребителей среднего и низкого достатка. К таким маркам сегодня можно отнести Балтимор, Моя семья, StarПом, Источник, Акмалько, Финист, Гурман, Наркомвод-1, Столичные продукты и прочие. Но и российские производители расширяют свой ассортимент в сторону более дорогой и качественной продукции это марки кетчупов Хан, Чумак (Украина), Торчин продукт (Украина). На рис. 2,3. Отражены результаты исследований предпочтений потребителей различных марок кетчупов в 1999 и 2000 году. Как можно заметить, укрепили свои позиции на рынке отечественные кетчупы: увеличилась доля покупателей, предпочитающих кетчуп Балтимор, завоевали свои доли на рынке новые отечественные марки кетчупов Моя семья, Хан, Престольный.

Однако большая доля предпочтений российских потребителей пока отдается местным региональным производителям – цены на местную продукцию ниже, а средние доходы населения регионов значительно ниже, чем в крупных городах.

По результатам исследований предпочтений потребителей РФ агентством Gullap Media, если в 1999 году потребляли кетчуп только 59,2% опрошенных, то в 2000 году, уже 62,6%. То есть явная тенденция к увеличению спроса на этот продукт. Эксперты оценивают это рынок на 250-300 тыс. тонн. Но некоторые из них дают довольно скептическую оценку этого рынка, объясняя свою позицию тем, что кетчуп не является товаром первой необходимости – это скорее товар-дополнение, а средняя заработная плата по России, учитывая рост цен, остается низкой.

По сравнению с показателями за аналогичный период прошлого года рост цен на текущий момент составил по данным мониторингов Системы ММЦ 31%. На рис. 4. Отражена динамика цен на кетчуп в некоторых городах РФ за период с ноября 2000 года по февраль 2001 года. Только за этот период цены выросли на 18%.

Подобный скачок цен за год и за последний квартал можно объяснить и общей инфляцией, соответствующим ростом цен на сырье, упаковку, электроэнергию и топливо. Другой причиной роста цен может быть отток с рынка некачественной дешевой продукции, так популярной у российских потребителей после кризиса и теряющих свою привлекательность сегодня, когда потребители стали больше задумываться о качестве продукции.

Розничная цена сегодня на кетчупы в России варьирует в зависимости от региона от 10,6 руб. (Барнаул) до 24 руб. (Владивосток) за 1 л. Средняя цена на кетчуп по России 13,4 руб. за 1 л. (Данные мониторингов розничных цен на мелкооптовых рынках России Системы ММЦ).

Безусловно, при сбыте кетчупов и прочих соусов трейдеры выделяют сезонную составляющую, но резких падений и пиков спроса на этот товар не наблюдается: лето – период отпусков, рыбалок и шашлыков, зима – период общего увеличения потребления мяса, а следовательно, параллельный спрос на кетчупы и прочие соусы.

Эксперты прогнозируют:

  • некоторое увеличение спроса на рынке кетчупа, в случае увеличения средних доходов населения,
  • высокую конкуренцию между производителями,
  • «отмывание» ассортимента за счет ухода с рынка производителей дешевой некачественной продукции и уменьшения объемов подпольного производства,
  • вертикальное расширение ассортимента отечественных производителей в сторону более дорогой и качественной продукции и насыщение уже существующего ассортимента новыми видами,
  • повышение качества как продукции, так и организации производства и структуры сбыта кетчупов (в том числе маркетинговых программ) производителями для повышения своей конкурентоспособности на рынке.

12.03.2001.

Алена Родина

Другие обзоры продовольственного рынка России - в рубрике "Исследования и обзоры" раздела "Аналитика"

 
2003 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"
Правила републикации
материалов сайтов
НП "НДП "Альянс Медиа"

Политика конфиденциальности