Рынок зеленого чая в России
Этот сегмент чайного рынка относительно молод, и пока обладает абсолютно слабой популярностью. Однако такой сегмент рынка присутствует, и более того, - развивается. Отношение представителей чайного рынка к этому продукту следует охарактеризовать как осторожное. Ведь с одной стороны, объемы рынка и популярность продукта растут, а с другой стороны, продукт специфичен, и риски велики.
* * *
Для начала, несколько слов о самом продукте.
Зеленый чай – это чайный лист, не прошедший одну из стадий обработки – ферментацию, и благодаря этому сохранивший большое количество минеральных веществ и витаминов. Именно поэтому зеленый чай считается целебным напитком.
Из-за упрощенной технологии производства, вкусовые качества зеленого чая сильно отличаются от традиционного для российского потребителя черного чая. Вкус и аромат этого напитка более тонкие и мягкие. В большей степени, чем черный чай, зеленый нуждается в тщательной изоляции от прочих продуктов, так как этот лист намного легче теряет свой аромат и впитывает окружающие запахи.
Наиболее крупным экспортером чая является Китай. Именно в этой стране под словом «чай» подразумевается именно светловатый зеленовато-желтый напиток из зеленого чая. Эта страна славится своей чайной традицией. Зеленый чай выращивается также в таких странах как Япония, Индонезия, Вьетнам.
Рисунок 1.
* * *
Мы уже не раз говорили, а актуальности вопроса здорового питания в России, и роста доходов населения нашей страны. Зеленый чай издревле считается целебным напитком и фигурирует во многих диетах и методиках здорового питания. Рост доходов, является косвенным импульсом для совершения покупки в целях разнообразия. Именно благодаря этим факторам, как мы видим на рисунке 1, объем продаж зеленого чая в России растет, продукт становится более популярным. Однако в целом доля зеленого чая в общем объеме чайного рынка невелика – 2-4% или 3,2 – 8,8 т. тонн (рисунок 2.). Препятствием для роста популярности зеленого чая являются традиции. Очень велико влияние на потребителя культуры российского чаепития, это влияние отражается в предпочтениях и восприятии нового продукта потребителями. Издавна в чае русский потребитель ценит насыщенный аромат, крепость, насыщенный темный цвет, тонизирующий и согревающий эффект. У зеленого чая настой слабо окрашен, аромат тонкий - это полная противоположность ожиданиям российских потребителей чайного напитка.
Рисунок 2.
И несмотря на многочисленные противоречия данного продукта, большинство компаний, присутствующих на чайном рынке России со своей маркой, позаботились к сегодняшнему моменту расширить ассортиментный ряд как минимум еще на одну позицию – чай зеленый.
Итак, сегодня зеленый чай можно встретить на розничном рынке России в индивидуальных пакетиках (по 10, 15, 20, 25 шт.) и упаковках по 50, 100, 200 гр., с ароматами мяты, жасмина, лимона, бергамота, под марками Elephant, Lipton, Ahmad, Pickweek, Sun Tea, Twinnings, Edwin, Ньюби, Бета, Орими, Кама-Сутра, Майский чай.
Розничные цены на зеленый чай очень разнообразны, например, цена на 100гр. зеленого чая варьирует от 18,25 руб. до 180 руб.
* * *
Мы предполагаем, что с ростом осведомленности потребителей о целебных свойствах напитка зеленого чая, методах его заваривания и употребления, зеленый чай станет для россиян привычным напитком, и как следствие, возрастет потребительская активность на данном сегменте.
ОБСУДИТЬ эту статью на форуме
Маркетинговые обзоры продовольственного рынка России, а также обзоры на другие темы Вы можете прочитать - в рубрике "Наши аналитические статьи и обзоры" раздела "Аналитика"
Алена Родина |