Система ММЦ: Система межрегиональных маркетинговых центров
English English Italiano Italiano
О Системе ММЦ География Новости организации События СМИ о нас Контакты
Услуги

Развитие международного сотрудничества

Поиск и подбор партнеров в регионах

Маркетинговые исследования

Продажа готовых обзоров
Деловые миссии в регионы
Реестр конкурентоспособных предриятий
Базы данных

Предприятия

Деловые предложения

Инвестиционные проекты

Мероприятия

Реестр маркетинговых работ
Сервис портала

Визитные карточки

Создание сайта на нашем портале

Подписки
Справочная информация
Сведения о регионах
В помощь маркетологу
Региональные маркетинговые центры в Системе ММЦ
ММЦ "ВЛАДИМИР"

Год основания: 1998
Руководитель: Никерова Ирина Викторовна
Штатных сотрудников: 4 человека
Интервьюерская база: 70 человек

Наши аналитические статьи и обзоры
Рынок сыра (ММЦ "Москва")

Рынок сыра

Сырный рынок России сегодня претерпевает некоторые изменения – определенные ужесточения таможенных условий и ситуация на европейском молочном рынке представляют очередную угрозу для сектора импортных сыров в России. Значительное сокращение этого сектора произошло еще в 1998 году. За этот год импорт сыров сократился по сравнению с 1997 годом почти на 60% (рис.1.).

Сборник таможенной статистики внешней торговли РФ 1996-1998 гг.

Чуть только импортная сырная продукция начала отвоевывать свои позиции в бюджете российского потребителя, появились новые проблемы, которые затронули они не только компании, импортирующие в Россию готовую продукцию, но и те компании, которые импортировали из-за границы сырье для производства сыра на территории РФ. Ранее иностранные компании с местным производством занимали более выигрышное положение, чем отечественные производители, во-первых, руководство головных компаний инвестировало в Россию значительные средства как на развитие производства, так и на реализацию коммерческих стратегий, во-вторых, качественное сырье для производства продукции под иностранной маркой поставлялось из-за границы. Текущая ситуация оборачивает последнее преимущество против иностранных компаний, что заставляет задумываться либо о поиске надежных российских поставщиков качественного сырья, либо о развитии собственной сырьевой базы.

Несмотря на то, что и отечественных производителей, в свою очередь, волнует вопрос о качестве и надежности поставок сырья, за долгие годы большинство связей между сырьевой базой и производством уже налажено, и отечественные производители успешно увеличивают свое производство. По данным Прайм-тасс, в январе-феврале 2001 г было произведено 25,1 тыс. т сыров, что представляет 106 % к аналогичному периоду прошлого года. По результатам 2000 года – было произведено 212,8 тыс. тонн сыров - на 16% больше, чем было произведено в 1999 году (183 тыс. тонн).

Говорить о качестве и разнообразии ассортиментного ряда отечественных сыров конечно не приходится – это в основном твердые (прессованные) сыры - Костромской, Швейцарский, Российский, Голландский, Пошехонский, Советский со сроками хранения 2-9 месяцев, рассольные сыры - Брынза, Сулугуни, Адыгейский, плавленые сыры – Дружба, Янтарь, Колбасный сыр.

Ассортимент импортных сыров более богат – это и твердые сыры (Гауда, Эдам, Чеддер) и мягкие (Камамбер), голубые (Рокфор), плавленые (Viola – предпочитают 44% москвичей по данным Gallup Media за 2000 г., Hochland, President), свежие и рассольные (брынза Hochland) с добавками перца, зелени,овощей, грибов, мяса, приправ. Большинство из этих сыров принадлежит к дорогому сегменту этого рынка, и поэтому не должна составлять прямой конкуренции отечественным сырам, но конкуренция за бюджет потребителей все же происходит.

Теперь, обратим свое внимание на ценовой аспект сырного рынка. В таблице 1. указаны границы цен на городам РФ на февраль 2001 года. По сравнению с показателями за аналогичный период 2000 года средняя цена на Российский сыр возросла на 20%, на Голландский сыр – 28%, на Пошехонский сыр – 22%, на Колбасный сыр – 23%. В среднем цена на отечественные сыры за год возросла на 23,25%.

Таблица. 1. Границы розничных цен на сыр (руб./кг.) в городах РФ на февраль 2001 года.

Название Миним. цена Город Макс. цена Город Сред. Цена
Российский сыр 51,6 руб. Воронеж 100 руб. Екатеринбург 77,8 руб.
Голландский сыр 55 руб. Пенза 136 руб. Воронеж 80,3 руб.
Пошехонский сыр 52 руб. Воронеж 85 руб. Владивосток 60,5 руб.
Колбасный сыр 39 руб. Ульяновск 68 руб. Владивосток 53 руб.

Данные Системы ММЦ

Если рассмотреть динамику цен на отечественные сыры за год (рис. 2.), можно отметить некоторое падение цен на сырную продукцию летом – июнь – август, и рост спроса и цен на сыр в зимние месяцы.

Данные Системы ММЦ

Но скачок цен в начале этого года, объясняется не только сезонным увеличением спроса на эту продукцию. Если общий рост цен на сыр в 2000 году – 23,25%, то только за период с ноября 2000 по февраль 2001 года рост цен, по данным ММЦ, составил 21,5%.

С января по февраль 2001 года увеличение цен, по данным того же источника, составило 5,9%, в том числе на Российский сыр – 3%, на Голландский сыр – 2,2%, на Пошехонский сыр – 6,7%, на колбасный сыр – 11,2% (рис 3-6).

Да и участники рынка отмечают, что в 2000 году не было резких конъюнктурных изменений на сырном рынке, цены оставались достаточно стабильными, и только за последние месяцы стабильность рынка была нарушена, особенно увеличились расценки на импортную продукцию, но и отечественные производители подняли отпускные цены на 2-5%.

По данным Госкомстата, за февраль 2001 года «среди остальных продуктов питания сыры твердые стали дороже на 6,7%».

Данные Системы ММЦ

Что касается ошеломившего участников рынка роста цен за первые месяцы 2001 года, то в основе этого лежит традиционная причина роста цен на продукты питания – увеличение транспортных тарифов, коммунальных платежей, а также изменение таможенных условий для импорта сырья и готовой продукции, конъюнктуры европейского молочного/сырного рынка и состояние животноводства в странах ЕС.

Бесспорно текущие события пошатнули рынок. Но хотя некоторые западные эксперты и говорят, об отсутствии перспективы у российского сырного рынка, отечественное производство продолжает расти, а средние реальные доходы потребителей по России увеличиваются.

26.03.2001.

Алена Родина

Другие обзоры продовольственного рынка России - в рубрике "Исследования и обзоры" раздела "Аналитика"

 
2003 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"
Правила републикации
материалов сайтов
НП "НДП "Альянс Медиа"

Политика конфиденциальности