Рынок сыра
Сырный рынок России сегодня претерпевает некоторые изменения – определенные ужесточения таможенных условий и ситуация на европейском молочном рынке представляют очередную угрозу для сектора импортных сыров в России. Значительное сокращение этого сектора произошло еще в 1998 году. За этот год импорт сыров сократился по сравнению с 1997 годом почти на 60% (рис.1.).
Сборник таможенной статистики внешней торговли РФ 1996-1998 гг.
Чуть только импортная сырная продукция начала отвоевывать свои позиции в бюджете российского потребителя, появились новые проблемы, которые затронули они не только компании, импортирующие в Россию готовую продукцию, но и те компании, которые импортировали из-за границы сырье для производства сыра на территории РФ. Ранее иностранные компании с местным производством занимали более выигрышное положение, чем отечественные производители, во-первых, руководство головных компаний инвестировало в Россию значительные средства как на развитие производства, так и на реализацию коммерческих стратегий, во-вторых, качественное сырье для производства продукции под иностранной маркой поставлялось из-за границы. Текущая ситуация оборачивает последнее преимущество против иностранных компаний, что заставляет задумываться либо о поиске надежных российских поставщиков качественного сырья, либо о развитии собственной сырьевой базы.
Несмотря на то, что и отечественных производителей, в свою очередь, волнует вопрос о качестве и надежности поставок сырья, за долгие годы большинство связей между сырьевой базой и производством уже налажено, и отечественные производители успешно увеличивают свое производство. По данным Прайм-тасс, в январе-феврале 2001 г было произведено 25,1 тыс. т сыров, что представляет 106 % к аналогичному периоду прошлого года. По результатам 2000 года – было произведено 212,8 тыс. тонн сыров - на 16% больше, чем было произведено в 1999 году (183 тыс. тонн).
Говорить о качестве и разнообразии ассортиментного ряда отечественных сыров конечно не приходится – это в основном твердые (прессованные) сыры - Костромской, Швейцарский, Российский, Голландский, Пошехонский, Советский со сроками хранения 2-9 месяцев, рассольные сыры - Брынза, Сулугуни, Адыгейский, плавленые сыры – Дружба, Янтарь, Колбасный сыр.
Ассортимент импортных сыров более богат – это и твердые сыры (Гауда, Эдам, Чеддер) и мягкие (Камамбер), голубые (Рокфор), плавленые (Viola – предпочитают 44% москвичей по данным Gallup Media за 2000 г., Hochland, President), свежие и рассольные (брынза Hochland) с добавками перца, зелени,овощей, грибов, мяса, приправ. Большинство из этих сыров принадлежит к дорогому сегменту этого рынка, и поэтому не должна составлять прямой конкуренции отечественным сырам, но конкуренция за бюджет потребителей все же происходит.
Теперь, обратим свое внимание на ценовой аспект сырного рынка. В таблице 1. указаны границы цен на городам РФ на февраль 2001 года. По сравнению с показателями за аналогичный период 2000 года средняя цена на Российский сыр возросла на 20%, на Голландский сыр – 28%, на Пошехонский сыр – 22%, на Колбасный сыр – 23%. В среднем цена на отечественные сыры за год возросла на 23,25%.
Таблица. 1. Границы розничных цен на сыр (руб./кг.) в городах РФ на февраль 2001 года.
Название | Миним. цена | Город | Макс. цена | Город | Сред. Цена |
Российский сыр | 51,6 руб. | Воронеж | 100 руб. | Екатеринбург | 77,8 руб. |
Голландский сыр | 55 руб. | Пенза | 136 руб. | Воронеж | 80,3 руб. |
Пошехонский сыр | 52 руб. | Воронеж | 85 руб. | Владивосток | 60,5 руб. |
Колбасный сыр | 39 руб. | Ульяновск | 68 руб. | Владивосток | 53 руб. |
Данные Системы ММЦ
Если рассмотреть динамику цен на отечественные сыры за год (рис. 2.), можно отметить некоторое падение цен на сырную продукцию летом – июнь – август, и рост спроса и цен на сыр в зимние месяцы.
Данные Системы ММЦ
Но скачок цен в начале этого года, объясняется не только сезонным увеличением спроса на эту продукцию. Если общий рост цен на сыр в 2000 году – 23,25%, то только за период с ноября 2000 по февраль 2001 года рост цен, по данным ММЦ, составил 21,5%.
С января по февраль 2001 года увеличение цен, по данным того же источника, составило 5,9%, в том числе на Российский сыр – 3%, на Голландский сыр – 2,2%, на Пошехонский сыр – 6,7%, на колбасный сыр – 11,2% (рис 3-6).
Да и участники рынка отмечают, что в 2000 году не было резких конъюнктурных изменений на сырном рынке, цены оставались достаточно стабильными, и только за последние месяцы стабильность рынка была нарушена, особенно увеличились расценки на импортную продукцию, но и отечественные производители подняли отпускные цены на 2-5%.
По данным Госкомстата, за февраль 2001 года «среди остальных продуктов питания сыры твердые стали дороже на 6,7%».
Данные Системы ММЦ
Что касается ошеломившего участников рынка роста цен за первые месяцы 2001 года, то в основе этого лежит традиционная причина роста цен на продукты питания – увеличение транспортных тарифов, коммунальных платежей, а также изменение таможенных условий для импорта сырья и готовой продукции, конъюнктуры европейского молочного/сырного рынка и состояние животноводства в странах ЕС.
Бесспорно текущие события пошатнули рынок. Но хотя некоторые западные эксперты и говорят, об отсутствии перспективы у российского сырного рынка, отечественное производство продолжает расти, а средние реальные доходы потребителей по России увеличиваются.
26.03.2001.
Алена Родина
Другие обзоры продовольственного рынка России - в рубрике "Исследования и обзоры" раздела "Аналитика" |