Фруктовый рынок России
Изначально фруктовый рынок России подразумевает, что большая часть продукции поставляется из СНГ и стран дальнего зарубежья. Из-за климатических условий нашей страны возможность вырастить некоторые виды фруктов, особенно экзотические виды, полностью отсутствует. Именно поэтому фруктовый рынок зависит от множества факторов: -
цен на фрукты на мировом рынке;
- погодных условий в крупнейших странах-поставщиках;
- ситуации на рынке транспортных международных перевозок: тарифов, сроков, условий;
- таможенных условий: сроков, тарифов, необходимой документации.
Фруктовый рынок России можно разделить на две части, в зависимости от характера сезонности продукта и поставщика:
- первый сектор рынка – это фрукты, обладающие явно сезонным характером предложения и спроса, к таким фруктам относятся черешня, вишня, клубника, малина и прочие ягоды, груши, яблоки и сливы отечественного производства, арбузы, дыни, абрикосы, персики, виноград;
- второй сектор – это импортируемые фрукты, включая экзотические, предложение и спрос на которые постоянен, вне зависимости от времени года: яблоки, груши, бананы, апельсины, мандарины, киви, виноград, ананас, лимон.
Большее количество поставок импортируемых фруктов осуществляется через порты в Санкт-Петербурге и на Дальнем Востоке. Основными фруктовыми поставщиками в Россию является Америка, Китай, страны ЕС, Африка.
Наиболее популярны у российских потребителей такие фрукты, как бананы, яблоки, апельсины, по данным RCIX, за первое полугодие 2000 года в Россию было импортировано соответственно 263, 87 и 22 тыс. тонн этих фруктов (Газета «Известия» 16/01/2001).
Тенденция фруктового рынка сегодня – это рост потребления экзотических фруктов. (рис. 1).
Данные Государственного Таможенного Комитета, Журнал «Профиль» 12/03/2001.
У российских компаний, занимающихся импортом фруктов в Россию сегодня целый ряд проблем – это и с каждым днем растущие транспортные тарифы, и новый таможенный порядок, введенный с января этого года, в соответствии с которым, товары, облагающиеся льготным налогом (5%), к перечню таких товаров относятся фрукты и овощи, подлежат обязательному таможенному досмотру.
Другая проблема «фруктовых королей» в России - рыночная. Особые всплески спроса и предложения на фрукты происходят непосредственно перед праздниками, в этот период компании-импортеры зарабатывают значительную часть прибыли, но именно в это время появляются на рынке компании «однодневки», которые «ломают» рынок, поставляя дешевую, но некачественную продукцию, а решающий фактор при закупке фруктов дистрибьютором – это цена.
Потребление фруктов российскими потребителями не соответствует рекомендуемым нормам потребления, по данным ПРАЙМ-ТАСС, россияне потребляют по 30-35 кг фруктов в год на человека или 35-40% от рекомендуемой нормы. Главная причина это то, что, несмотря на рост средних реальных доходов населения, дорогостоящие «заморские» фрукты могут себе позволить далеко не все жители России. В расходах на продукты питания обеспеченных и малообеспеченных семей особенно заметна разница в затратах на фрукты и ягоды (за счет ягод садовых, фруктов и ягод тропических, винограда, цитрусовых, бахчевых). По результатам исследования Московского Государственного Университета экономики, статистики и информатики в 2000 г., фрукты и овощи составляют 3% продуктового бюджета в малообеспеченных семьях и 4,8% - в высоко обеспеченных семьях. Значительная разница между потреблением фруктов горожан (особенно жителей столицы) и сельских жителей в том, что, во-первых, эти потребители отличаются покупательским поведением и уровнем доходов, во-вторых, в процессе своего пути в глубинку фрукты отчасти теряют свои покупательские свойства, а цена при этом увеличивается, иногда в 2-2,5 раза выше закупочной цены.
В таблице 1 приведены границы цен в городах РФ в феврале этого года. По сравнению с ценами за аналогичный период 2000 года, средняя цена на яблоки, лимоны, и груши возросла соответственно на 2,8, 8,7 и 0,3%, на бананы и апельсины цена снизилась соответственно на 18,6 и 2%.
Таблица. 1. Границы розничных цен на фрукты (руб./кг) в городах РФ на февраль 2001 года
Фрукты
|
Минимальная
граница
|
Максимальная
граница
|
Сред.
цена
|
Цена
|
Город
|
Цена
|
Город
|
Яблоки
|
8 руб.
|
Воронеж, Иваново
|
32 руб.
|
Москва
|
19,21 руб.
|
Бананы
|
14,2 руб.
|
Воронеж
|
30 руб.
|
Екатеринбург
|
20,49 руб.
|
Лимоны
|
22 руб.
|
Воронеж
|
60 руб.
|
Владивосток
|
33,7 руб.
|
Апельсины
|
14 руб.
|
Иваново
|
30 руб.
|
Владивосток
|
23,02 руб.
|
Груши
|
15 руб.
|
Красноярск
|
45 руб.
|
Иваново
|
31,4 руб.
|
Данные Системы ММЦ
На рис. 2 отражена динамика розничных цен на фрукты с начала 2000 года по настоящее время во Владивостоке. На основе этого рисунка можно сделать вывод, что колебания цен на фрукты за 2000 год незначительны, только в начале 2001 года отмечается некоторый рост цен.
На рисунках 3-7 можно увидеть динамику цен с ноября 2000 по февраль 2001 года. Средняя розничная цена на яблоки возросла в феврале по сравнению с ноябрем на 22,2%, на апельсины – 11,9%, на бананы – 7,2%, на лимоны – 12,5%, и на груши цена поднялась на 11,4%.
Вообще столь незначительный годовой рост средних розничных цен и даже падение цены на некоторые виды фруктов за 2000 год с учетом темпа инфляции говорит о том, что реальная цена фруктов для россиян понижается, а реальная заработная плата, как мы знаем, растет. Поэтому при сохранении этих тенденций и популяризации здорового образа жизни и здорового питания можно ожидать, что потребление фруктов россиянами увеличится.
02.04.2001.
Алена Родина
Другие обзоры продовольственного рынка России - в рубрике "Исследования и обзоры" раздела "Аналитика" |