Система ММЦ: Система межрегиональных маркетинговых центров
English English Italiano Italiano
О Системе ММЦ География Новости организации События СМИ о нас Контакты
Услуги

Развитие международного сотрудничества

Поиск и подбор партнеров в регионах

Маркетинговые исследования

Продажа готовых обзоров
Деловые миссии в регионы
Реестр конкурентоспособных предриятий
Базы данных

Предприятия

Деловые предложения

Инвестиционные проекты

Мероприятия

Реестр маркетинговых работ
Сервис портала

Визитные карточки

Создание сайта на нашем портале

Подписки
Справочная информация
Сведения о регионах
В помощь маркетологу
Региональные маркетинговые центры в Системе ММЦ
КОСТРОМСКОЙ ЦЕНТР РЕГИОНАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Год основания: 1999 год
Руководитель: Рябинцев Роман Владимирович
Штатных сотрудников: 6 человек
Интервьюерская база: 84 человека

Наши аналитические статьи и обзоры
Фруктовый рынок России (ММЦ "Москва")

Фруктовый рынок России

Изначально фруктовый рынок России подразумевает, что большая часть продукции поставляется из СНГ и стран дальнего зарубежья. Из-за климатических условий нашей страны возможность вырастить некоторые виды фруктов, особенно экзотические виды, полностью отсутствует. Именно поэтому фруктовый рынок зависит от множества факторов:

  • цен на фрукты на мировом рынке;
  • погодных условий в крупнейших странах-поставщиках;
  • ситуации на рынке транспортных международных перевозок: тарифов, сроков, условий;
  • таможенных условий: сроков, тарифов, необходимой документации.

Фруктовый рынок России можно разделить на две части, в зависимости от характера сезонности продукта и поставщика:

  • первый сектор рынка – это фрукты, обладающие явно сезонным характером предложения и спроса, к таким фруктам относятся черешня, вишня, клубника, малина и прочие ягоды, груши, яблоки и сливы отечественного производства, арбузы, дыни, абрикосы, персики, виноград;
  • второй сектор – это импортируемые фрукты, включая экзотические, предложение и спрос на которые постоянен, вне зависимости от времени года: яблоки, груши, бананы, апельсины, мандарины, киви, виноград, ананас, лимон.

Большее количество поставок импортируемых фруктов осуществляется через порты в Санкт-Петербурге и на Дальнем Востоке. Основными фруктовыми поставщиками в Россию является Америка, Китай, страны ЕС, Африка.

Наиболее популярны у российских потребителей такие фрукты, как бананы, яблоки, апельсины, по данным RCIX, за первое полугодие 2000 года в Россию было импортировано соответственно 263, 87 и 22 тыс. тонн этих фруктов (Газета «Известия» 16/01/2001).

Тенденция фруктового рынка сегодня – это рост потребления экзотических фруктов. (рис. 1).

Данные Государственного Таможенного Комитета, Журнал «Профиль» 12/03/2001.

У российских компаний, занимающихся импортом фруктов в Россию сегодня целый ряд проблем – это и с каждым днем растущие транспортные тарифы, и новый таможенный порядок, введенный с января этого года, в соответствии с которым, товары, облагающиеся льготным налогом (5%), к перечню таких товаров относятся фрукты и овощи, подлежат обязательному таможенному досмотру.

Другая проблема «фруктовых королей» в России - рыночная. Особые всплески спроса и предложения на фрукты происходят непосредственно перед праздниками, в этот период компании-импортеры зарабатывают значительную часть прибыли, но именно в это время появляются на рынке компании «однодневки», которые «ломают» рынок, поставляя дешевую, но некачественную продукцию, а решающий фактор при закупке фруктов дистрибьютором – это цена.

Потребление фруктов российскими потребителями не соответствует рекомендуемым нормам потребления, по данным ПРАЙМ-ТАСС, россияне потребляют по 30-35 кг фруктов в год на человека или 35-40% от рекомендуемой нормы. Главная причина это то, что, несмотря на рост средних реальных доходов населения, дорогостоящие «заморские» фрукты могут себе позволить далеко не все жители России. В расходах на продукты питания обеспеченных и малообеспеченных семей особенно заметна разница в затратах на фрукты и ягоды (за счет ягод садовых, фруктов и ягод тропических, винограда, цитрусовых, бахчевых). По результатам исследования Московского Государственного Университета экономики, статистики и информатики в 2000 г., фрукты и овощи составляют 3% продуктового бюджета в малообеспеченных семьях и 4,8% - в высоко обеспеченных семьях. Значительная разница между потреблением фруктов горожан (особенно жителей столицы) и сельских жителей в том, что, во-первых, эти потребители отличаются покупательским поведением и уровнем доходов, во-вторых, в процессе своего пути в глубинку фрукты отчасти теряют свои покупательские свойства, а цена при этом увеличивается, иногда в 2-2,5 раза выше закупочной цены.

В таблице 1 приведены границы цен в городах РФ в феврале этого года. По сравнению с ценами за аналогичный период 2000 года, средняя цена на яблоки, лимоны, и груши возросла соответственно на 2,8, 8,7 и 0,3%, на бананы и апельсины цена снизилась соответственно на 18,6 и 2%.

Таблица. 1. Границы розничных цен на фрукты (руб./кг) в городах РФ на февраль 2001 года

Фрукты

Минимальная граница

Максимальная граница

Сред. цена

Цена

Город

Цена

Город

Яблоки

8 руб.

Воронеж, Иваново

32 руб.

Москва

19,21 руб.

Бананы

14,2 руб.

Воронеж

30 руб.

Екатеринбург

20,49 руб.

Лимоны

22 руб.

Воронеж

60 руб.

Владивосток

33,7 руб.

Апельсины

14 руб.

Иваново

30 руб.

Владивосток

23,02 руб.

Груши

15 руб.

Красноярск

45 руб.

Иваново

31,4 руб.

Данные Системы ММЦ

На рис. 2 отражена динамика розничных цен на фрукты с начала 2000 года по настоящее время во Владивостоке. На основе этого рисунка можно сделать вывод, что колебания цен на фрукты за 2000 год незначительны, только в начале 2001 года отмечается некоторый рост цен.

На рисунках 3-7 можно увидеть динамику цен с ноября 2000 по февраль 2001 года. Средняя розничная цена на яблоки возросла в феврале по сравнению с ноябрем на 22,2%, на апельсины – 11,9%, на бананы – 7,2%, на лимоны – 12,5%, и на груши цена поднялась на 11,4%.

Вообще столь незначительный годовой рост средних розничных цен и даже падение цены на некоторые виды фруктов за 2000 год с учетом темпа инфляции говорит о том, что реальная цена фруктов для россиян понижается, а реальная заработная плата, как мы знаем, растет. Поэтому при сохранении этих тенденций и популяризации здорового образа жизни и здорового питания можно ожидать, что потребление фруктов россиянами увеличится.

02.04.2001.

Алена Родина

Другие обзоры продовольственного рынка России - в рубрике "Исследования и обзоры" раздела "Аналитика"

 
2003 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"
Правила републикации
материалов сайтов
НП "НДП "Альянс Медиа"

Политика конфиденциальности