Потребление кетчупов в России
Популярность кетчупов на рынке продуктов питания чрезмерно высока. Сегодня растут как количество потребителей кетчупов и средняя частота потребления этого продукта, так и число приверженцев тех или иных марок.
Так кто же он, потребитель этого пикантного продукта?
Ответить на данный вопрос нам помогли результаты исследования компании «Комком».
Типичный потребитель кетчупа – это молодая/среднего возраста семья с детьми, проживающая в городе, с уровнем дохода не менее 1000 руб. на человека, и работающим лицом, принимающим решения о покупке, в возрасте 16-44 лет.
Потребление кетчупа несколько снижается, если семья состоит из взрослых, пожилых или одиноких людей, если семья проживает не в городе, а лицо, совершающее покупки, имеет возраст более 44 лет и не работает.
Также значительно возрастает потребление кетчупа, если семья проживает в Москве или Санкт-Петербурге. Столичные жители вообще отличаются особой структурой потребления, вкусами и предпочтениями, и причина не только более высокий уровень дохода жителей Москвы и Санкт-Петербурга, но и несколько другая культура питания.
По данным исследований GfK Rus, среднегодовое потребление кетчупа россиянами = 816 гр. на душу населения. Что составляет около 120 тыс. тонн реального потребления кетчупа россиянами в год.
Какая продукция представлена на рынке для удовлетворения спроса населения? Как один из развитых рынок кетчупа сегодня в достаточной степени брендирован. На рынке присутствует некоторое количество марок кетчупов, имеющих свою позицию по критериям цена/качество, и активно поддерживающиеся маркетинговыми мероприятиями своими производителями. Наиболее популярные виды маркетингового продвижения марок этого продукта – ТВ реклама, наружная реклама, реклама в местах продажи (стикеры, постеры, воблеры и т.д.), промоушен акции.
Однако, рыночная ситуация в регионах несколько отличается, местные производители кетчупов могут занимать достаточно крепкие позиции, ограничивая потребление продукции известных брендов. Ведь экономия на издержках на производство продукции у местных производителей значительна, ниже транспортные затраты, минимальны или отсутствуют вообще маркетинговые затраты (особенно на продвижение продукции и исследования). А цена продукции, до сих пор остается одним из значимых для российских потребителей, особенно в регионах.
Рисунок 1.
Использованы данные исследований «Gullap Media» 1999.
Рисунки 1,2 позволяют нам сопоставить ситуацию на рынке в 1999 и 2000 году. В 1999 на рынке присутствовало не столько много марок, большую долю составляли импортные бренды, как известные, так и мало известные потребителям, из отечественных марок, уже занимал сильные позиции кетчуп «Балтимор».
Рисунок 2.
Использованы данные исследований «Комкон» 2000.
В 2000 году ситуация кардинально изменилась, отечественными марками (Моя семья, Источник, Томато) были несколько отодвинуты импортные марки. Количество потребителей предпочитающих кетчуп Балтимор возросло за эти 2 года от 18 до 46%!
Сегодня, все марки можно разделить на три категории по критериям цена/качество:
1 Балтимор, Моя семья, Источник, Томато, Акмалько,
2 Чумак, Торчин продукт, Хан, Борел.
3 Heinz, Uncle Ben’s, Hamker.
С ростом дохода, предпочтения потребителей изменяются от 1 к 3 группе.
Ожидаемые тенденции на рынке:
- рост потребителей и частоты потребления этого продукта,
- уменьшение доли продукции местных производителей,
- рост производства продукции национальных брендов,
- интеграция производства и сырьевых комбинатов на уровне крупных компаний,
- появление отечественных брендов в сегменте продукции высокого качества.
ОБСУДИТЬ эту статью на форуме
Алена Родина
Helenrodina@mail.ru
Маркетинговые обзоры продовольственного рынка России, а также обзоры на другие темы Вы можете прочитать - в рубрике "Наши аналитические статьи и обзоры" раздела "Аналитика"
|