продукты быстрого приготовления (требующие 10-15 минутной варки).
Это различие основывается на том, какой объем домашней работы взяли на себя производители данного продукта, если продукт готовиться моментально, это значит, что весь процесс приготовления полностью возложен на производителя, если необходима 10-15 минутная варка, это значит, что производитель взял на себя лишь часть процесса приготовления. Сегодня особую популярность имеют продукты моментального приготовления.
Итак, мы начнем с такого продукта, как лапша/вермишель быстрого приготовления. Следует учесть, что порой нет четкого разделения между такими продуктами как лапша БП или суп с лапшей БП или вермишель БП.
По некоторым данным эта продукция составляет около 65-75% всего рынка продуктов быстрого приготовления. И популярность этой позиции объяснима, кружка кипятка + 3 минуты = первое + второе одновременно. И все это при условии появления и актуализации такой категории как ресурс времени, и привлекательно низкой розничной цене такой продукции. Особенно интересна такая продукция для жителей регионов, где средние доходы на душу населения еще низки, и цена продукции все еще является одним из самых важных факторов.
Перспективность этого рынка очевидна, несмотря на падающие темпы роста рынка, свидетельствующие о его постепенном насыщении (60-70% - 2000 год, 20% -2001 год). Сегодня этот рынок оценивают в 4,2 млрд. упаковок в год или 12-15 млрд. руб.
До сегодняшнего момента основная стратегия крупных производителей этой продукции (ЗАО «DHV-S», 000 «Анаком», Masan, 000 «Лион Кинг»,) – вложение средств в новые производственные мощности на территории страны, с целью увеличения объемов производства, улучшения дистрибуции и уменьшения транспортных затрат посредством расположения заводов в разных регионах. И отечественные и иностранные (в большей мере – вьетнамские) производители ведут достаточно агрессивные стратегии наращивания производственных мощностей, снижения издержек и насыщения рынка именно продукцией под своей маркой. Вот и актуальный пример, - строительство ООО «Анаком» третьего завода в Ростовской области.
Очевидные пробелы в маркетинговых стратегиях – отсутствие дифференциации предлагаемой продукции от продукции конкурентов, низкая маркетинговая активность по продвижению продукции и формированию потребительской лояльности.
Каково же предложение на рынке лапши быстрого приготовления сегодня?
Рисунок 1
Известные марки на рынке остались по прежнему Lion King, Mavimex, Александр и Софья, Ролтон, Анаком, Maggi, Доширак, Топ Рамен.
Рисунок 2
На рисунках 1,2 отражены розничные цены на лапшу б/п вышеуказанных марок в разбивке по типу упаковки: рисунок 1 – 50-60 гр., пакет, рисунок 2 – 90 гр, стакан/лоток. Как мы видим цена на пакетик лапши б/п колеблется от 1,85 до 2,4 руб./упак., на 90 гр. – от 10,6 до 15,5 руб./упак.
Будем надеяться, что в дальнейшем мы станем свидетелями не только ценовых войн на этом рынке, но и свидетелями реализации уже упомянутых стратегий дифференциации продукции и маркетинговых стратегий продвижения продукции.
ОБСУДИТЬ эту статью на форуме
22.09.2009.
Алена Родина.
HelenRodina@mail.ru
Маркетинговые обзоры продовольственного рынка России, а также обзоры на другие темы Вы можете прочитать - в рубрике "Наши аналитические статьи и обзоры" раздела "Аналитика"