Московский рынок пельменей
Пельмени являются исконно русским продуктом, любимым потребителями, поэтому неудивительно, что рынок пельменей в России очень многообразен. Пельмени становятся все более и более популярны особенно при сегодняшнем повсеместном дефиците времени, тем более что производители всячески стараются удовлетворить даже самый изысканный вкус, выпуская все новые и новые марки. На сегодняшний момент на московском рынке представлено около двухсот пятидесяти производителей и более 400 различных марок пельменей. Причем количество торговых точек, имеющих в своем ассортименте пельмени, с каждым годом увеличивается. Сейчас в Москве редко встретишь продуктовый магазин, в ассортименте которого не были бы представлены пельмени, в супермаркетах часто представлено порядка 60-70, а иногда и более различных марок.
Ценовая ситуация на московском рынке пельменей
Представленную на московском рынке продукцию можно условно разделить на четыре ценовых категории:
- Элитные пельмени (более 100 руб./кг). Изготовлены из высококачественного сырья, как правило, ручной лепки. Производители такой продукции к тому же стараются использовать оригинальную упаковку, такую как холщовые мешочки, деревянные коробки, картонные коробки необычной формы.
- Высшая ценовая категория (65-90 руб./кг). Пельмени, сделанные из качественного сырья в яркой красочной, однако, достаточно типовой упаковке. К этой категории можно отнести большинство продукции концерна «Дарья», предлагающего более десятка различных марок.
- Средняя ценовая категория (45-65 руб./кг). Наиболее популярная среди потребителей категория. Экономия достигается за счет использования менее дорогой упаковки и сырья. К ней можно отнести продукцию Колпинского пищевого комбината, Останкинского МПК (Москва), Бирюлевского комбината («БИКОМ», Москва), пельмени под маркой «Снежная страна».
- Низшая ценовая категория (менее 45 руб./кг). Сейчас в каждом микрорайоне Москвы создано множество малых предприятий, выпускающих различные продукты питания, в том числе и пельмени. Продукция этих производителей часто пользуется достаточной популярностью за счет неплохого качества по очень приемлемой цене, которую удается обеспечить за счет отсутствия красочной упаковки, минимальных затрат на рекламу и экономии на сырье.
Некоторые производители, стремясь охватить наибольшее число потребителей, выпускают очень широкий ассортимент продукции, начиная от самых дешевых марок и заканчивая дорогими элитными марками.
По результатам исследования 30 московских магазинов к наиболее распространенным и представленным в магазинах маркам можно отнести продукцию концерна «Дарья», во многом это определяется разнообразием предлагаемых марок и массовой рекламной компанией. Также широко представлена продукция питерских производителей, таких как концерн «Равиоли», «Морозко», «Талосто» и многих других.
Таблица 1. Цены на наиболее распространенные марки пельменей в магазинах г. Москвы
Наименование марки | Фасовка | Упаковка | Цена |
Снежная Страна |   |   |   |
Пикантные | 430гр | пакет | 21,6 |
Классические | 430гр | пакет | 21,6 - 28 |
Домашние | 430гр | пакет | 21,6 |
Шельф |   |   |   |
Крестьянские | 450гр | пакет | 28,6 - 28 |
Столичные | 450гр | пакет | 28,6 |
Столовые | 450гр | пакет | 30,15 |
МПЗ "Дарья" |   |   |   |
"Дарья" классические | 450 гр | пакет | 42,9- 45,4 |
"Дарья" с курицей | 450 гр | пакет | 39 –43,2 |
"Дарья" с чесноком | 450 гр | пакет | 42,9 |
"Дарья" с мясом молодых бычков | 450 гр | пакет | 45,5 – 49,5 |
«Дарья» с мясом молочных поросят | 450 гр | пакет | 45,5 |
«Дарья» домашние | 450 гр | пакет | 42,9 – 52,6 |
"Питерский СМАК" классические | 400гр | пакет | 29,7 |
"Питерский СМАК" с чесноком. | 400 гр | пакет | 39,4 |
«Добрый продукт» традиционные | 450 гр | пакет | 34,35 |
«Добрый продукт» сибирские с чесноком | 450 гр | пакет | 34,35 |
«Толстый кок» классические | 450 гр | пакет | 33,65 |
«Толстый кок» капитанские | 450 гр | пакет | 33,65 |
Равиоли Дарья настоящие № 1 | 450 гр | пакет | 30,7 |
Равиоли Дарья с мясом и овощами №3 | 750 гр | пакет | 51,15 |
Равиоли Дарья со шпинатом №4 | 750 гр | пакет | 51,15 |
Концерн "Равиоли" |   |   |   |
"Равиоли" с добавлением баранины | 750 гр | пакет | 60,65 |
"Равиоли" с чесноком | 750 гр | коробка | 57,9 |
"Равиолло" классические | 450 гр | пакет | 33 |
"Равиолло" с мясом молодых бычков | 450 гр | пакет | 35 |
"Морозко" С.-П. |   |   |   |
Ярмарочные | 500 гр | пакет | 31-90 |
Ярмарочные, три пакета в одном | 1,5 кг | пакет | 63-80 |
Нива классические | 450гр | пакет | 34,1 |
Нива с мясом молодых бычков | 450гр |   | 34,1 |
Русские | 1 кг | пакет | 39,15 |
Сибирские | 1 кг | пакет | 39,15 |
Столичные | 500гр | пакет | 22,65 |
"Талосто" |   |   |   |
"Богатырские" | 1 кг | пакет | 44 - 46,9 |
"Богатырские" | 500 гр | пакет | 22 - 23,6 |
"Богатырские" с чесноком | 500 гр | пакет | 23,6 |
"Гладиатор" | 450 гр | пакет | 35,05 |
"Сам Самыч" | 450 гр | пакет | 28,8 - 38 |
"Сам Самыч" с телятиной | 450гр | пакет | 40 - 41,7 |
"Сам Самыч" с укропом | 450 гр | пакет | 37,7 - 39,45 |
"Сам Самыч" с курицей | 450 гр | пакет | 37,1 |
"Студенческие каникулы" | 500 гр | пакет | 21 |
Колпинский пищевой комбинат |   |   |   |
"Колпинские" | 1 кг | пакет | 53,25 |
"Колпинские" | 500 гр | пакет | 31,7 |
Петроимпорт |   |   |   |
"Мама Мия" | 0,3 кг | пакет | 27,4 |
"Мама Мия" | 450 гр | пакет | 40,35 |
"Моя семья" | 500 гр | пакет | 28,8 |
"Моя семья" | 1 кг | пакет | 54,75 |
ООО "АССОРТИМЕНТ СП" |   |   |   |
"Тураковские" | 1 кг | пакет | 42 |
ООО "Колибри" г. С.-Петербург |   |   |   |
"Старорусские" | 500 гр | пакет | 18 |
"Старорусские" | 1кг | пакет | 32,5 |
"Останкинский МПК" г. Москва |   |   |   |
Пельмени "№2 Оригинальные" | 500 гр | коробка | 23,4 |
"Останкинские" | 500 гр | коробка | 29,85 |
"Русские" | 500 гр | коробка | 29,2 |
"Сытные" Городские | 500 гр | коробка | 17,45 |
"Сытные" Любительские | 500 гр | коробка | 17,45 |
"Сытные" Славянские | 500 гр | коробка | 17,45 |
"Таежные" | 500 гр | коробка | 23,1 |
"БИКОМ" (Бирюлевский комбинат) г. Москва |   |   |   |
"Арбатские" | 500 гр | пакет | 21,6 |
"Купеческие" | 500 гр | пакет | 18,75 |
ООО "Райпотребкооперация" г. С.-Петербург |   |   |   |
"Три поросенка" классические | 500 гр | пакет | 27,2 |
ТМ "Русский хит" ООО "Мособлпродукт" г.Электросталь |   |   |   |
"Русский Хит" Русские | 450гр | пакет | 29 |
"Русский Хит" Сибирские | 1кг | пакет | 74,3 |
ООО "Мособлпродукт" г.Электросталь по лицензии ООО«ЭСНА-ТМ» |   |   |   |
"Смак" иркутские | 450 гр | коробка | 42-70 |
"Смак" сибирские | 450 гр | коробка | 40,5 – 42,7 |
"Смак" русские | 450 гр | коробка | 41,5 – 42,7 |
ООО "Агентство МЛМ" |   |   |   |
"Китайские", | 450 гр | коробка | 30-80 |
"Классические" из ММБ | 450 гр | коробка | 28-50 |
ООО «Компания-М» Самара |   |   |   |
От Палыча | 1 кг | коробка | 159,5 - 193 |
От Палыча | 500 гр | коробка | 84,1 - 98 |
От Ильиной, Брянск |   |   |   |
Царские с семгой | 270 гр | коробка | 103-50 |
Домашние сибирские | 450 гр. | коробка | 60 – 62,7 |
ТМ «От тещи», ООО»Теща», Самара |   |   |   |
Русские | 450 гр | коробка | 57,6 |
Тройные | 450 гр | коробка | 73-70 |
Для зятя | 450 гр | коробка | 77-40 |
Количественное исследование:
Выборка: всего было опрошено 93 человека из них 6 человек (6,5%) не покупают пельмени вообще.
Структура выборки: 71% - женщины, 29% - мужчины.
Большинство опрошенных покупает пельмени 1-2 раза в месяц (59%). Реже 1 раза в месяц покупают пельмени 34% опрошенных. Оставшиеся 7% покупают пельмени 1-2 раза в неделю, каждый день не покупает никто (рис.1.).
27 человек (31%) не имеют любимой марки пельменей. Из тех, кто имеет любимую марку большинство предпочитают «Дарью», на втором месте «Смак», на третьем - «Сибирские», остальные названые марки («Сам Самыч», «Тураковские», «Богатырские», «Равиоли», «от Палыча») набрали по 2-3%.
Выбор пельменей в магазинах просто огромен, красочные упаковки, богатый ассортимент, на что только не идут производители, чтобы привлечь внимание к своей продукции. Однако, потребителя прежде всего интересует вкус, 67% опрошенных указали именно этот критерий выбора определенной марки пельменей (см. рис.2.). Даже цена оказалась на втором месте (33%), что показывает, что потребитель готов платить больше за продукцию, имеющую высокие вкусовые качества. Также 33% опрошенных указали в качестве критерия выбора высокое качество продукции. По совету знакомых выбрали определенную марку пельменей 10%. Хороший внешний вид оказался определяющим критерием для 9% опрошеных.
Обращают внимание потребители и на упаковку и внешний вид пельменей, только 18% опрошенных сказали, что для них это не имеет значения. А соответственно 40% указали на важность внешнего вида пельменей, 42,5% отметили, что и упаковка и внешний вид пельмений играют важную роль.
Поскольку данной продукции на рынке представлено очень много и самой разнообразной производители пытаются бороться за потребителя путем массированной рекламы на телевидение, рекламных щитов на улицах и буклетов в магазинах. Однако большая часть опрошеных (63,2%) указала, что реклама никакого влияния на их решение о покупке не оказывает. 18% признали, что совершает покупки под воздействием рекламы, 18% затруднились оценить влияние рекламы на их решение о покупке пельменей.
Среди опрошенных преобладали люди, чьи семьи состоят из 3-4 человек (57,5%), тем не менее, в качестве наиболее предпочтительной фасовки была названа 350-500 г., то есть на такую семью это на один ужин (обед). Фасовку 500-700 г и 750-1000 г предпочли соответственно 22 и 29%. Фасовка более 1 кг и менее 350 г, также как и развесные пельмени не пользуется особой популярностью (см. рис.3.).
Еще один немаловажный фактор, имеющий ключевое значение для потребителя – это цена (см. рис. 4.). Как показал опрос, большинство ориентируется на покупку пельменей среднего (40-60 руб. за кг - 34%) и выше среднего ценового диапазона (60-75 руб. за кг - 37%). 14% опрошенных ориентируются на дорогие пельмени, по цене более 75 руб. за кг. Цена не имеет значения для 8% опрошенных. Дешевые пельмени (менее 40 руб. за кг) покупают 7% опрошенных.
ОБСУДИТЬ эту статью на форуме
Полина Ермошкина,
ведущий эксперт-маркетолог ММЦ "Москва" Маркетинговые обзоры продовольственного рынка России, а также обзоры на другие темы Вы можете прочитать - в рубрике "Наши аналитические статьи и обзоры" раздела "Аналитика"
|