Система ММЦ: Система межрегиональных маркетинговых центров
English English Italiano Italiano
О Системе ММЦ География Новости организации События СМИ о нас Контакты
Услуги

Развитие международного сотрудничества

Поиск и подбор партнеров в регионах

Маркетинговые исследования

Продажа готовых обзоров
Деловые миссии в регионы
Реестр конкурентоспособных предриятий
Базы данных

Предприятия

Деловые предложения

Инвестиционные проекты

Мероприятия

Реестр маркетинговых работ
Сервис портала

Визитные карточки

Создание сайта на нашем портале

Подписки
Справочная информация
Сведения о регионах
В помощь маркетологу
Региональные маркетинговые центры в Системе ММЦ
ММЦ "ДАГЕСТАН"

Год основания: 1997
Руководитель: Абдурашидова Амина Камиловна
Штатных сотрудников: 4 человека
Интервьюерская база: 30 человек

Наши аналитические статьи и обзоры
Обзор динамики цен на ветчину и колбасу «Докторская» в г. Кургане и г. Москве

Обзор динамики цен на ветчину и колбасу «Докторская» в г. Кургане и г. Москве

По тому, как часто и в каких количествах люди едят мясные продукты, судят об экономическом благосостоянии и здоровье нации. По данным исследований Московского государственного университета экономики, статистики и информатики, в 2000 году мясопродукты составляли 22,1% продуктового бюджета в малообеспеченных семьях и 25,2% - в высокообеспеченных. Однако, сегодня на московском рынке наметилась благоприятная тенденция – потребительские предпочтения сдвинулись в сторону потребления более качественной продукции.

По состоянию на январь 2002 года, потребление колбасных изделий на душу населения среди курганцев, по данным исследований ММЦ «Курган-Москва», составляет 22 кг, что втрое ниже нормы, рекомендованной Минздравом.

На гастрономическом рынке мясная продукция является одной из самых дорогих. Покупать готовые колбасные изделия или полуфабрикаты может далеко не каждый. И вместе с тем, ученые прогнозируют увеличение объема производства готовых продуктов и максимально готовых к у потреблению: стремительный жизненный темп не позволяет долгое время находиться у плиты.

В своем экспресс-анализе мы попытались «проследить» ценовые тенденции на ветчину и колбасу «Докторская» в г.г. Кургане и Москве.

Период наблюдения – декабрь 2001 год – октябрь 2002 год.

Огромное изобилие ветчины на московском рынке привело к тому, что изменение цен на нее практически не происходит. В декабре 2001 года уровень минимальной цены на ветчину зафиксирован на отметке 107 руб/кг, а максимальной – 142 руб/кг. В течение первого квартала 2002 года цена оставалась неизменной. Небольшое повышение (на 5%) цен произошло в апреле текущего года. С того времени цена «зафиксировалась» на отметке в 112 руб/кг (минимальная) и 156 руб/кг (максимальная) (рис.1).

Рис.1 Динамика цен на ветчину в г. Москве

Совершенно по-другому обстоят дела в г.Кургане. Минимальный уровень цен на ветчину – 80 руб/кг – был зафиксирован в декабре 2001 года, при этом максимальная цена на тот период была – 100 руб/кг.

В течение всего рассматриваемого периода ценовые колебания были неоднородны. Самый высокий уровень цен на ветчину был в феврале 2002 года – 120 руб/кг. Поскольку львиная доля курганского рынка колбасных изделий принадлежит местным производителям, в рассматриваемом период времени сложилась тяжелая обстановка с обеспечением мясокомбинатов сырьем, что не замедлило сказаться на ценах. Максимальные цены в г.Кургане на продукцию своего производства «держат» Юргамышский мясокомбинат (ООО «ВИТ») и московские мясокомбинаты (АО «Кампомос», АПК «Черкизовский» и другие) (рис.2).

Рис.2 Динамика цен на ветчину в г. Кургане

Постепенно на рынок проникают небольшие частные мини-цеха, производящие колбасные изделия. Своими относительно невысокими ценами они как - бы «сбивают» цену лидеров рынка. А, поскольку, среднедушевой доход курганцев значительно ниже москвичей, у большинства покупателей потребительские предпочтения формируются не столько с учетом вкуса, сколько с учетом кошелька.

Уровень инфляции – один из немногих показателей, демонстрирующих гражданам взаимосвязь между эффективностью руководства местных властей и толщиной покупательского кошелька.

В таблице 1 наглядно видно изменение индекса цен на ветчину в г.г. Кургане и Москве

Индекс цен, % Октябрь 2002 г.
Декабрь 2001г. Январь 2002г. Февраль 2002г. Май 2002г. Апрель 2002г. Март 2002г. Июнь 2002г. Июль 2002г. Август 2002г. Сентябрь 2002г.
Ветчина(Москва) 1,10 1,10 1,10 1,05 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00
Ветчина (Курган) 1,18 1,05 0,98 1,05 1,09 1,09 1,13 1,13 1,00 1,00

Был такой период времени, когда за полюбившимся россиянам продуктом питания приходилось выстаивать долгие очереди или ехать в Москву и другие регионы, где с продовольственным обеспечением было получше.

Каждый взрослый житель Кургана старше 30 лет помнит, как напряженно стоял вопрос о снабжении города колбасой. О колбасе говорили в каждой семье, ее доставали по знакомству или стояли за ней в длинных очередях. При этом Курганский мясокомбинат работал, практически, на полную мощность. Ассортимент розничных магазинов составлял тогда 3-4 наименования вареных колбас. Ассортимент мясокомбината был несколько шире, однако, деликатесная продукция распределялась среди руководителей города и по административным каналам и работниками магазинов. Для этих категорий потребителей ассортимент колбасной продукции был в 2-3 раза больше. Превышение реального спроса над предложением колбасных изделий (как и всех прочих товаров) привел к необходимости их распределения по талонам.

Однако, за последние 10 лет рынок колбасы в городе существенно изменился: вместо одного производителя появилось несколько, ассортимент в рознице вырос с 3-4 до 20-30, суточный объем продаж упал почти в два раза. Вместо ажиотажного спроса на колбасу – практически постоянный ассортимент в свободной продаже.

Особой популярностью среди курганцев пользуются вареные колбасы (32,6%) – производители Юргамышский и Курганский мясокомбинаты, далее сосиски (29,5%) и варено-копченые колбасы (18,9%).

Важность рекламы как фактора, влияющего на принятие решения о покупку, для потребителя минимальна. Колбасный рынок области характерен тем, что потребители ограничены в получении информации о колбасных изделиях и их производителях. Реклама в СМИ практически отсутствует. На телевидении не встретишь ярких рекламных роликов, а небольшие частные предприятия стараются не афишировать свою деятельность.

Основным источником получения информации о колбасных изделиях для потребителей являются собственный опыт и советы продавцов в местах продажи. Покупатели колбасных изделий привязаны к определенному месту продажи, что менее характерно для других продуктов питания. В условиях постоянного изменения качества колбасных изделий именно продавец часто выступает гарантом надежности, и часто по его совету покупатель берет новые сорта.

Колбаса «Докторская» одна из наиболее предпочитаемых среди вареных колбас у курганцев. Считается, что «Докторская» специально готовится для людей с проблемами пищеварения, в ней гораздо меньше различного рода пряностей. И, что самое интересное готовится она из свиного мяса, хотя именно его мы считаем более тяжелым и недиетическим.

Интерес к «Докторской» не тускнеет со временем, многие не отказывают себе в удовольствии просто перекусить ею на ходу с кусочком мягкого хлеба или поджарить на горячей сковороде с яичницей.

В Москве цена на «Докторскую» колбасу изменилась в рассматриваемом периоде дважды: незначительно (на 1%) в июне и на 11% в августе (рис.3).

Ситуация с ценой на «Докторскую» в Кургане схожа с ценами на ветчину. Самый максимальный уровень цен – 89 руб/кг зафиксирован в феврале 2002 года (и опять та же причина – отсутствие сырья у крупных производителей). Весной и до середины августа уровень цен был практически постоянным (рис.4).

Довольно легко можно спрогнозировать рост цен на ряд продуктов питания, к числу которых принадлежат и колбасные изделия. Как только объявили повышение пенсий, либо происходит выплата задержанных отпускных учителям и другим бюджетникам – жди повышения. Причем продавцы делают это на несколько дней раньше обещанной компенсации.

Рис.3 Динамика цен на колбасу «Докторская» в г.Москве

Рис.4 Динамика цен на колбасу «Докторская» в г. Кургане

Величина дохода оказала существенное влияние на потребительское предпочтение.

Так, наибольшей популярностью вареные колбасы и колбасные изделия пользуются у курганцев, чьи доходы составляют 4001-5000 рублей в месяц. В среднем в месяц они употребляют 1,5 килограмма.

Индекс цен в г.г. Москве и Кургане на колбасу «Докторская» приведен в таблице 2

.
Индекс цен, % Октябрь 2002 г.
Декабрь 2001 Январь 2002г. Февраль 2002г. Май 2002г Апрель 2002г. Март 2002г. Июнь 2002г. Июль 2002г. Август 2002гСентябрь 2002г.
Колбаса «Докторская» (Москва) 1,11 1,11 1,11 1,11 1,09 1,09 1,0 1,0 1,0 1,0
Колбаса «Докторская» (Курган) 1,15 1,09 0,96 1,09 1,09 1,09 1,0 1,15 1,0 1,0

Относительно недавно, мы побывали на одном из местных мясокомбинатов, посмотрели на линию по производству ветчины, колбасы «Докторская» и других колбасных изделий. Оказывается, РН мяса – это критический фактор с точки зрения выхода готовой продукции, ее сочности и монолитности при нарезке. Так, например, для ветчины необходимо мясо с уровнем РН от 5,7 до 6,2. Огромное влияние на качество, сочность и вкус оказывает также и тепловая обработка.

И, недаром вспоминаешь слова Бисмарка: «Тот, кто любит хорошую колбасу и хорошую политику, не должен видеть, как делается и то, и другое».

ОБСУДИТЬ эту статью на форуме

ММЦ «Курган-Москва

Маркетинговые обзоры продовольственного рынка России, а также обзоры на другие темы Вы можете прочитать - в рубрике "Наши аналитические статьи и обзоры" раздела "Аналитика"

 
2003 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"
Правила републикации
материалов сайтов
НП "НДП "Альянс Медиа"

Политика конфиденциальности