Система ММЦ: Система межрегиональных маркетинговых центров
English English Italiano Italiano
О Системе ММЦ География Новости организации События СМИ о нас Контакты
Услуги

Развитие международного сотрудничества

Поиск и подбор партнеров в регионах

Маркетинговые исследования

Продажа готовых обзоров
Деловые миссии в регионы
Реестр конкурентоспособных предриятий
Базы данных

Предприятия

Деловые предложения

Инвестиционные проекты

Мероприятия

Реестр маркетинговых работ
Сервис портала

Визитные карточки

Создание сайта на нашем портале

Подписки
Справочная информация
Сведения о регионах
В помощь маркетологу
Региональные маркетинговые центры в Системе ММЦ
ММЦ "ВЛАДИМИР"

Год основания: 1998
Руководитель: Никерова Ирина Викторовна
Штатных сотрудников: 4 человека
Интервьюерская база: 70 человек

Наши аналитические статьи и обзоры
Соляной рынок (ММЦ "Москва")

Соляной рынок

Особое положение среди продуктов питания занимают такие товары, как сахар и соль. Именно рынки сахара и соли играют большую роль для пищевой отрасли. Кто из нас может представить свой рацион без такой незаметной и в тоже время незаменимой специи, как соль?

Предложение

Добыча соли – один из старейших промыслов в России. Каково же сегодня состояние этой отрасли? Потенциал этой горнодобывающей отрасли в России огромен, недаром запасы поваренной соли в России считаются одними из крупнейших на территории Европы и Азии. Широко известны такие месторождения соли, как Аванское, Артемовское, Соль-Илецкое, Верхнекамское, Мозырьское, Нахичеванское, Солотвинское, Сереговское, Славянское, Тыретское, Усольское, озера: Баскунчак, Бурлинское, Баба-Ходжа, Джаксы-Клыч, Калкаман, Таволжан. Качество сырья многих российских соляных месторождений очень высоко, многие соли обладают лечебными свойствами. И хотя потенциал развития отрасли велик, производственные мощности российских предприятий по различным оценкам более 7 млн. тонн, загрузка их невелика (рис. 1).

Существует несколько разновидностей добычи соли: шахтный способ - добыча каменной соли из недр земли, добыча соли со дна соляных озер и путем выпаривания искусственных или естественных концентрированных соляных растворов. Независимо от способа добычи, материально-техническое вооружение предприятий по производству соли значительно отстает от современного технического уровня, износ оборудования велик, поэтому, несмотря на высокое качество сырья, конечная продукция российских соляных заводов часто не удовлетворяет требованиям.

Различается пищевая соль по сорту (экстра, высший, первый, второй) и помолу – размеру соляного зерна. Для розничной продажи пищевая соль фасуется в картон или полиэтилен по 1 кг.

Оптово-отпускные цены на пищевую фасованную соль у производителей от 0,8 до 1,5 руб. за кг., в зависимости от сорта, помола, типа фасовки или производителя. Также выпускается сегодня пищевая лечебная соль с добавками йода или фтора.

Спрос

Спрос на соль со стороны внутреннего рынка очень активен, особенно с оживлением в пищевой отрасли.

Для потребителей этот продукт считается наиболее традиционным товаром первой необходимости. Используется соль для ежедневного приготовления пищи, а также для засола овощей. В процессе покупок продуктов питания, соль нередко является сопутствующим товаром, который покупают «на всякий случай». Некоторый пик спроса на фасованную пищевую соль приходится на конец лета, начало осени, а точнее, август-октябрь – то есть сезон осенних домашних заготовок.

Единственной слабой стороной этого продукта с точки зрения маркетинга и поведения потребителей является всем известная фраза «соль – белая смерть». Рекомендуемые медицинские нормы потребления соли колеблются от 3,5 до 7 грамм в день, но реальное потребление соли в среднем превышает рекомендуемые нормы в 1,5-2 раза. Действительно, медицинскими работниками подтверждено, что избыточное потребление соли может привести к повышению давления, гипертонии, отложению солей в организме человека. Нередко пациентам с такими заболеваниями рекомендуются бессолевые диеты. Но отрицательный эффект несет также и недостаток солей, который приводит к ослаблению кровяного давления, ухудшению процессов усвоения пищи.

Учитывая, что более 40% населения России сегодня испытывают недостаток в организме йода, и в соответствии с постановлением главного врача РФ о профилактических мерах по предупреждению йододефицита у населения, местные власти сегодня обязывают розничные торговые предприятия продавать йодированную соль. Йодированная соль пользуется большим спросом и у покупателей, ведь разница в цене невелика, а для организма польза, йод необходим для нормального функционирования щитовидной железы, иммунной и нервной системы.

Как показывают данные базы розничных цен Системы ММЦ, колебания средних розничных цен на пищевую соль в 2000 году были незначительны. В среднем на мелкооптовых рынках произошло увеличение цен на 15-20%, но в большей степени за счет изменения цен на этот продукт в столице: в Москве произошел рост средних розничных цен на соль Экстра вплоть до 65-80% (рис.2).

"Мелкооптовые цены на региональных рынках"

На рисунке 3 отражены изменения цен на пищевую фасованную соль «Экстра» с января по май 2001 года. За этот период розничные цены на соль поднялись в среднем на 0,5%, в этом случае уже за счет повышения цен во Владивостоке (4,5%). Сегодня средняя розничная цена на соль сорта «Экстра» на территории РФ колеблется от 0,9 (Пенза) до 3 руб. за кг. (Челябинск), средняя цена розничная цена 1,82 руб.

"Мелкооптовые цены на региональных рынках"

Инвестиционная привлекательность развития соляной отрасли в России очень велика: российские соляные месторождения уникальны, спрос растет как на внешних, так и на внутренних рынках. Некоторой гарантией сбыта является стабильное развитие солепотребляющих отраслей, например, пищевой отрасли. Реализация схем по модернизации производственных мощностей отечественных соледобывающих заводов, могла бы повысить качество продукции, обеспечить необходимую загрузку производственных мощностей, повышая рентабельность производства и повышая конкурентоспособность продукции, как на внутреннем, так и на мировом рынке.

04.06.2001.

Алена Родина

Другие обзоры продовольственного рынка России - в рубрике "Исследования и обзоры" раздела "Аналитика"

 
2003 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"
Правила републикации
материалов сайтов
НП "НДП "Альянс Медиа"

Политика конфиденциальности