Система ММЦ: Система межрегиональных маркетинговых центров
English English Italiano Italiano
О Системе ММЦ География Новости организации События СМИ о нас Контакты
Услуги

Развитие международного сотрудничества

Поиск и подбор партнеров в регионах

Маркетинговые исследования

Продажа готовых обзоров
Деловые миссии в регионы
Реестр конкурентоспособных предриятий
Базы данных

Предприятия

Деловые предложения

Инвестиционные проекты

Мероприятия

Реестр маркетинговых работ
Сервис портала

Визитные карточки

Создание сайта на нашем портале

Подписки
Справочная информация
Сведения о регионах
В помощь маркетологу
Региональные маркетинговые центры в Системе ММЦ
ММЦ "ВОЛГОГРАД"

Год основания: 2005
Руководитель: Кузнецов Павел Игоревич
Штатных сотрудников: 7 человек
Интервьюерская база: 75 человек

Наши аналитические статьи и обзоры
Рынок минеральной и питьевой воды (ММЦ "Москва)

Рынок минеральной и питьевой воды

На территории России насчитываются сотни источников лечебных и столовых минеральных вод. Этот сектор рынка безалкогольных напитков существует в нашей стране давно, такие марки, как «Боржоми», «Ессентуки», «Нарзан» до боли известны россиянам еще с советских времен. И, тем не менее, минеральная и питьевая вода активно импортировались в нашу страну в 90-е гг. (рис. 1).

Сборник таможенной статистики внешней торговли РФ 1996-1999 гг.

В 1999 году объем импорта таких напитков резко снизился. Если до кризиса 1998 года минеральной и питьевой воды из стран дальнего зарубежья импортировалось в 1,5-2 раза больше, чем из стран СНГ, то после кризиса ситуация кардинально изменилась. Например, в прошлом 2000 году, из стран СНГ было импортировано воды на 5% больше, чем в 1999 году, зарубежные же производители после кризиса либо совсем ушли с российского рынка, либо позднее открыли свое производство.

Сборник таможенной статистики внешней торговли РФ 1996-1999 гг.

Объемы экспорта российской воды велики; слегка снизившись в 1998 году – на 6% по сравнению с данными на 1997 год, в 2000 году они составили около 8 млн. тонн минеральной и питьевой воды, что превышает докризисные показатели в 2 раза (рис. 2.).

По данным Госкомстата производство минеральной воды в нашей стране в 1999 году составило 690 млн. литров. На рисунке 3 производство минеральной воды отражено в разбивке по областям РФ в 1998-1999 гг. За этот период наиболее активны на этом рынке были производители таких областей, как Вологодская, Ульяновская, Московская, Ростовская, Новгородская, Калининградская.

Исходные данные взяты с официального сайта Министерства сельского хозяйства РФ – aris.ru

В 2000 году объемы производства выросли по сравнению с предыдущим годом на 25% до 860 млн. литров. Многие трейдеры рынка безалкогольных напитков и представители исследовательских компаний отмечают рост рынка минеральный воды, его высокий потенциал и интерес к этому напитку со стороны потребителей благодаря полезным свойствам и преимуществу по цене.

В 2001 году специалисты прогнозируют рост рынка минеральной воды до 980-1000 млн. литров. Причем доля импортной продукции минимальна, а региональные производители минеральной воды занимают 75% этого рынка и, по мнению экспертов, имеют все возможности увеличить свое присутствие на рынке еще на 6-8%.

На рисунке 4 отражены доли каждой области РФ в общем объеме произведенной в январе 2001 года минеральной воды. Наибольшие объемы минеральной воды в этом месяце были произведены в Липецкой, Волгоградской, Ульяновской, Тюменской, Ростовской, Омской и Новосибирской областях. А лидеры по относительному росту производства минеральной воды в этом месяце Курганская, Белгородская, Самарская и Ростовская области.

Исходные данные взяты с официального сайта Министерства сельского хозяйства РФ – aris.ru

Исследование покупательских предпочтений показывает, что число активных потребителей минеральной и питьевой воды в последние годы растет. Потребители называют два основных мотива для покупки минеральной воды – жажда и польза для здоровья. Минеральная и питьевая вода – сезонный товар, летом спрос на этот товар возрастает в 2-3 раза. Особенно популярна летом минеральная и питьевая вода в ПЭТ бутылках малого объема 0,5 л. благодаря удобству использования. В общем, существует два вида тары для этого напитка: стеклянная бутылка 0,5 л. и ПЭТ бутылка по 0.5, 1, 1.5, 2, 5 литров. У каждого вида тары есть свой покупатель, например пятилитровые бутылки питьевой воды покупают в основном организации и семьи с высоким уровнем дохода, а минеральную воду в стеклянных бутылках покупают в основном для лечебных целей.

Несмотря на высокий потенциал рынка, также высока и конкуренция на нем. Помимо общеизвестных брендов минеральной воды, таких как «Боржоми», «Ессентуки», «Нарзан», на рынке встречаются такие марки, как «Смирновская», «Кисловодская целебная», «Словяновская», «Кашинская», «Камос», «Шишкин лес», «Теберда» и прочие. Из питьевой воды популярны такие марки, как «Святой источник», «Аква Минерале», «Бон аква», «Кристаллин», Берегиня. Конкуренция между этими марками происходит по всем параметрам, здесь и цена, и качество, и удобство использования, и оригинальность упаковки, и дистрибьюция, и рекламная поддержка.

Большое беспокойство производителям доставляют товары-поделки. Производители вынуждены разрабатывать механизмы для защиты своих потребителей от таких товаров. В большей мере благодаря таким подпольным производителям Госторгинспекция забраковала в прошлом году около 25-26% минеральной воды.

В заключение следует еще раз отметить такие тенденции рынка питьевой и минеральной воды, как вытеснение с рынка импортной продукции, активность региональных производителей минеральной и питьевой воды, интенсивный рост рынка на 25-15% ежегодно. Высокая конкуренция вынуждает производителей обращаться к маркетингу, разрабатывая стратегические и тактические решения в области ценовой политики, качества товара, его упаковки, распределения и продвижения товара.

Алена Родина

Другие обзоры продовольственного рынка России - в рубрике "Исследования и обзоры" раздела "Аналитика"

 
2003 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"
Правила републикации
материалов сайтов
НП "НДП "Альянс Медиа"

Политика конфиденциальности