Система ММЦ: Система межрегиональных маркетинговых центров
English English Italiano Italiano
О Системе ММЦ География Новости организации События СМИ о нас Контакты
Услуги

Развитие международного сотрудничества

Поиск и подбор партнеров в регионах

Маркетинговые исследования

Продажа готовых обзоров
Деловые миссии в регионы
Реестр конкурентоспособных предриятий
Базы данных

Предприятия

Деловые предложения

Инвестиционные проекты

Мероприятия

Реестр маркетинговых работ
Сервис портала

Визитные карточки

Создание сайта на нашем портале

Подписки
Справочная информация
Сведения о регионах
В помощь маркетологу
Региональные маркетинговые центры в Системе ММЦ
ММЦ "ТЮМЕНЬ"

Год основания: 1999
Руководитель: Беличенко Анна Александровна
Штатных сотрудников: 10 человек
Интервьюерская база: 40 человек

Наши аналитические статьи и обзоры
Рынок соевых продуктов в России (ММЦ "Москва")

Рынок соевых продуктов в России

Соя – единственное растение, которое применяется в нескольких десятках отраслей и находит своих покупателей, как на потребительском, так и на промышленном рынках. Соевые продукты используются в качестве кормов в сельском хозяйстве, в качестве ингредиентов в косметической (крема и прочие средства), легкой (ткани), фармацевтической (лекарства) и химической отраслях, в качестве сырья и добавок в пищевой промышленности, особенно следует отметить мясоперерабатывающую, молочную и масложировую отрасли. Ведь сегодня, в XXI веке, люди наконец-то начинают обращать внимание на свое здоровье, образ жизни, питание. Становятся популярны вопросы здорового образа жизни, в свете моды и внимания оказываются не только fitness клубы, но и низкокалорийные диеты, в рацион которых все чаще включаются продукты из сои. Хотя часто мы с трудом представляем себе, что это за продукт, и чем он так полезен.

Соя – однолетнее растение семейства бобовых. Насчитывается несколько десятков видов этого растения, в зависимости от назначения выращивают зерновую, масличную и кормовую сою. Масличная соя содержит до 37% масла, зерна сои – до 45% белка. Из этого растения производят более 100 различных продуктов питания, преимущество которых низкое содержание жира, высокое содержание белка и клетчатки, различных витаминов (особенно В и Е) и микроэлементов (железо, калий, кальций, фосфор).

Что касается пользы для здоровья, то у этого продукта есть и свои «за» и свои « против». «За» – это содержание легкоусвояемого белка, полезные для организма витамины и микроэлементы, отсутствие крахмала и сахаридов, снижение уровня холестерина в крови, укрепление иммунной системы. Поэтому этот продукт так часто рекомендуют людям, страдающим сердечно-сосудистыми, онкологическими, желудочно-кишечными заболеваниями, остеопорозом, диабетом, а также как средство профилактики для предотвращения возникновения этих заболеваний, укрепления иммунной системы.

«Против» - по результатам исследования Кубанского Университета, семена сои содержат такие вещества, как ликтины, фитогемаглютенин, фитоэстроген, гликопротеин, которые в некоторых случаях даже опасны для здоровья человека. Также не рекомендуются соевые продукты беременным женщинам, людям, страдающим болезнями эндокринной системы, детям.

Другой вопрос – это сорт сои, используемой для конечной продукции. Ведь крупнейшим экспортером этого продукта является США, а именно в этой стране до 50% всей выращиваемой сои относится к генетически модифицированным продуктам (ГМ), то есть продуктам, над генетическим кодом которых «поработали» специалисты в области биотехнологий. Конечно, такие продукты отличаются лучшей урожайностью, повышенной стойкостью к вредителям, но ученые разных стран до сих пор спорят по поводу действия ГМ продуктов на организм человека. С 1999 года в Россию разрешен импорт ГМ продуктов, но разрешение Минздрава РФ получил только один продукт – американская соя компании «Монсана». С 1 июля 2000 года в России введен закон, в соответствии с которым, ГМ продукты должны в обязательном порядке подвергаться соответствующей маркировке, часто потребители не владеют полной информацией о соевых продуктах или продуктах, в составе которых использовались соевые ингредиенты.

Всего в мире выращивается около 150 млн. тонн этого продукта. Наибольшие посевные площади в США и Китае. В США это растение очень распространено и уступает по популярности только пшенице и кукурузе. Статистика этой страны насчитывает около 26 млн. реальных потребителей соевой продукции, и их число постоянно растет. В нашей стране соя выращивается на Дальнем Востоке, Северном Кавказе и в Краснодарском крае. Но с 1991 по 1996 год производство соевых бобов в России сократилось на 56%. С 1997 года отмечается некоторый рост сбора сои, например, в прошлом, 2000 году, производство выросло на 22% по сравнению с 1997 годом и составило около 350 тыс. тонн (рис. 1.), по мнению экспертов, потребность нашей страны в сое около 600-700 тыс. тонн.

И хотя климатические условия в нашей стране соответствуют требованиям для успешного произрастания сои, средняя урожайность сои в России, по данным Министерства Сельского хозяйства РФ, 6-7 ц/га, тогда как в других странах-производителях более 15-20 ц/га. Все это приводит к недостатку соевых ингредиентов, при импорте которых повышаются издержки и снижается рентабельность производства.

Для производства соевых продуктов используются различные технологии: размола соевых бобов в горячей воде или в холодной воде. Очень часто используется технология термической обработки соевых бобов для производства молочных соевых продуктов.

Производители соевых продуктов сегодня испытывают потребность в современном оборудовании для реализации новых методик переработки сои и создания конкурентоспособной продукции, учитывая, что спрос россиян на соевые продукты активно растет. Другая проблема для производителей - низкая осведомленность целевых потребителей о соевых продуктах, их диетических свойствах и рецептах приготовления соевых блюд. То есть у производителей возникает потребность продвигать на рынок не только компанию и марку своей продукции, но и сою и соевую продукцию в целом, ведь осведомленность целевых потребителей низка, требуется активная информационная поддержка.

Сегодня на потребительском рынке можно встретить такие молочные соевые продукты, как соевое молоко, тофу (соевый творог), сухое соевое молоко, соевое масло, соевые орешки, соевый майонез и соусы, соевые кефир и йогурт, окара, а также гуляш, фарш, шницель и азу из бобов сои. Одна из известных марок соевой продукции «Флора» (ООО «Соевые продукты). Проведение сравнительного анализа по цене довольно затруднительно, в частности, из-за большого ассортимента соевых продуктов и использования для их производства различных технологий, себестоимость которых также отличается. Тем не менее, натуральные продукты нередко дешевле своих соевых аналогов.

Вот несколько примеров ценового сравнения натуральных молочных продуктов с соевыми. Оптовая цена на соевый йогурт «Сойка» сладкий 6 руб. за 0,5 кг., фито-йогурт «Флора» – 6,58 руб. за 0,5 кг., тогда как на фруктовые молочные йогурты 0,5 кг. – от 5,4 руб.

Оптовая цена на сухое соевое молоко производства Краснодар от 50 руб. за кг., тогда как оптовая цена на сухое коровье молоко (25% жирности) от 45 руб. за кг.

В результате производители соевых продуктов испытывают конкурентное давление и со стороны производителей натуральных молочных продуктов, например, по ценовому фактору. Но для целевых потребителей сои, главный фактор для совершения покупки – польза для здоровья. Поэтому большое внимание при разработке маркетинговых стратегий производители соевых продуктов должны уделять системе маркетинговых коммуникаций для увеличения осведомленности потенциальных потребителей, и превращения потенциальных потребителей в реальных посредством воздействия информационно-коммуникационных каналов.

23.07.2001.

Алена Родина.

Другие обзоры продовольственного рынка России - в рубрике "Исследования и обзоры" раздела "Аналитика"

 
2003 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"
Правила републикации
материалов сайтов
НП "НДП "Альянс Медиа"

Политика конфиденциальности