Российский рынок кофе (часть 1)
На прошлой неделе в центре нашего рассмотрения находился мировой рынок кофе, сегодня мы еще раз убедимся, что внутренний рынок нашей страны, часто имеет свой собственный путь развития, подчас не коррелирующий с тенденциями мирового рынка.
Импорт
Итак, если ранее основным импортером кофе в нашу страну была Индия, то сегодня Индия вытеснена в структуре импорта кофе на третье место такими странами как Вьетнам и Индонезия, а уже потом следуют Индия, Бразилия, Кот-Д’ивуар. В 2001 году совокупный объем ввозимого из этих пяти стран кофе составлял 75% всего объема импорта кофе в 21,7 тыс. тонн. Это официальные данные, которые представляет Госкомстат РФ. Стоит предположить, что реальная ситуация значительно отличается, большая доля кофе поступает в Россию посредством серого и черного импорта, и не находит своего отражения в данных официальной статистики.
В последние годы отчетливо прослеживается тенденция увеличения импорта кофе в Россию, например, в прошлом 2002 году, по данным Госкомстата, по сравнению с 2001 годом рост составил 7%. А в первом полугодии прошлого 2002 года по сравнению с предыдущим годом объем импорта возрос более чем на 30%. Причем в наступившем 2003 году прогнозируется продолжение роста импорта кофе. Средняя цена импортируемого кофе в Россию на 2000 год составила, по данным Госкомстата, 1523$ за тонну.
Официальные данные не дают точных данных по объему и потенциалу российского кофе, но эксперты считают этот рынок одним из активно растущих, рост его составляет 10-15% в год и оценивается он приблизительно в 70-80 тыс. тонн. Основание для прогнозирования такого роста очевидно, потребление россиянами кофе по официальным данным около 1 кг в год, причем превалирующая доля – растворимый кофе. Россия одна из немногих стран, где явно предпочтение потребителей отдается растворимому кофе – около 80% рынка. Чуть более 10% рынка приходится на кофе в зернах, остальное – кофейные и кофе содержащие напитки. Причем из растворимого кофе гранулированный – самый традиционный и предпочитаемый российскими потребителями вид.
На российском рынке присутствуют такие марки растворимого кофе, как Nescafe, Maxwell House, Thibo, Jacobs, Moccona, Elite, Café Pele, Ambessador, Milagro, Paulig, Гранд, Черный консул, Московская кофейня на паях, прочие, кофе в зернах – Амбассадор, Суаре, Петр Великий, Коломбо и прочие.
Наиболее традиционные упаковки для кофе – стеклянные, жестяные банки, бумажный/полимерный пакет. Вес упаковки может варьироваться от 50 гр. до 250 гр.
Цена на кофе варьирует от сорта кофе, вида кофе, марки производителя, упаковки, места расположения торговой точки. Например, баночку кофе Nescafe classic, 100 гр., можно купить сегодня в России по цене от 39 руб. (Иваново) до 110 руб. (Саранск), причем средняя розничная цена 56 руб.
В прошедшем году цены на кофе отличались стабильность, лишь небольшое повышение в конце года, что можно объяснить общим ажиотажем на продукты питания в предновогодний период.
Учитывая ситуацию на мировом рынке: внутренний спрос при достаточно низких мировых ценах на этот продукт, а также введение в этом году в действие в действие новых ГОСТов на кофейную продукцию, совокупность факторов влияния создает достаточно благоприятную атмосферу для успешного развития кофейного рынка.
ВАШЕ МНЕНИЕ О МАТЕРИАЛЕ
Алена Родина.
HelenRodina@mail.ru Маркетинговые обзоры продовольственного рынка России, а также обзоры на другие темы Вы можете прочитать - в рубрике "Наши аналитические статьи и обзоры" раздела "Аналитика"
|