«Вкусности» к чаю.
Часть 1. Российский рынок рулетов и кексов.
«Что купить к чаю?» – этим вопросом хотя бы раз в неделю приходится задаваться большинству россиян. И часто в качестве лучшего выхода из положения выбирается фруктовый бисквитный рулет или кекс, благо, что выбрать сейчас можно на любой вкус. Рулеты и кексы, упакованные в яркие красочные пакеты давно уже являются одним из наиболее популярных лакомств к чаю, завоевавшим свою любовь у российского потребителя благодаря, в первую очередь, доступным ценам и богатству ассортимента. По данным опроса, проведенного компанией TNS Gallup Media 43,2% жителей России старше 16 лет хотя бы раз за последние полгода потребляли рулеты и кексы, а 34,9% - покупали.
Мучные кондитерские изделия, к которым относятся рулеты и кексы, составляют по объемам продаж один из крупнейших сегментов российского кондитерского рынка. Поэтому интерес к нему со стороны инвесторов очень велик, что объясняется также и высокой рентабельностью производства подобного вида продукции.
Для этого сегмента рынка характерно малое присутствие специализированных производителей, то есть компаний специализирующихся на выпуске только данного вида продукции. В основном продукция производится небольшими хлебозаводами и пекарнями, некоторые большие кондитерские фабрики также выпускают рулеты или кексы для разнообразия ассортимента.
К наиболее крупным производителям, имеющим в своем ассортименте рулеты и кексы, относятся группа компаний Harry,s, открывшая свое производство в подмосковном городе Солнечногорске и выпускающая продукцию под торговой маркой «Dan Cake» и российская компания «Русский бисквит», производство которой располагается в Вологодской области, в городе Череповце. Также можно назвать ОАО «Пекарь» – крупнейший питерский производитель рулетов и кексов. К тому же нельзя не упомянуть производителя рулетов под одной из наиболее популярных торговых марок «Tornado» питерскую компанию «Чупа Чупс».
Производственные мощности по выпуску бисквитных рулетов компании «Русский бисквит» после открытия в 2002 году новой линии стали составлять порядка 2 тыс. тонн в месяц, также были увеличены производственные мощности по выпуску кексов до 1 тыс. тонн в месяц.
Наиболее распространенной упаковкой для рулетов является– 200 - 300 г, для кексов – 250 – 300 г. Цены на рулеты колеблются в пределах 14-23 руб. за стандартную упаковку. Цены на кексы немного выше и составляют 17-28 руб. за стандартную упаковку. Оптовые цены на рулеты составляют 10 – 12 руб., на кексы 11 – 14 руб.
Разнообразие представленных в данный момент на рынке разновидностей рулетов и кексов способно удовлетворить самого взыскательного потребителя. Так, например, компанией «Русский бисквит» выпускается 8 разновидностей 300-граммовых рулетов (абрикосовый, вишневый, клубничный, клюквенный, лимонный, тигровый, черная смородина и шоколадный), 8 разновидностей 200-граммовых рулетов (каппучино, крем-брюле, лесная ягода, малина, мокко, черника, тоффи и клубника со сливками) и 8 разновидностей кексов (абрикосовый, вишневый, клубничный, мраморный, ореховый, шоколадный, ямайка, яблочный). И это пример не самого большого ассортимента, некоторые другие компании предлагают еще более разнообразную продукцию.
Доля импорта на рынке рулетов и кексов незначительна и за последние годы сильно сократилась. По данным Таможенного комитета РФ всего в 2002 году в Россию было импортировано почти 5,5 тыс. тонн различных рулетов и кексов на сумму более 4 млн. $. Первые три места по объемам ввоза занимают Германия (1,8 тыс. т, ну сумму 1,1 млн. $), Болгария (1,1 тыс. т, ну сумму 650 тыс. $) и Польша (0,9 тыс. т, ну сумму 550 тыс. $). На диаграмме 1 представлены доли крупнейших десяти стран-импортеров бисквитных рулетов и кексов в Россию по итогам 2002 года.
Диаграмма 1. Крупнейшие страны-импортеры бисквитных рулетов и кексов в 2002 году.
Подведя итоги можно сказать, что в настоящее время российский рынок рулетов и кексов динамично развивается, чему во многом способствуют положительные тенденции, касающиеся роста благосостояния населения. Эксперты прогнозируют дальнейший рост этого сегмента рынка, который, однако, будет характеризоваться ужесточением конкуренции, появлением новых игроков и новых продуктов.
Ермошкина П., ведущий эксперт-маркетолог ММЦ «Москва»
e-mail: PGErmoshkina@marketcenter.ru
Маркетинговые обзоры продовольственного рынка России, а также обзоры на другие темы Вы можете прочитать - в рубрике "Наши аналитические статьи и обзоры" раздела "Аналитика"
|