Система ММЦ: Система межрегиональных маркетинговых центров
English English Italiano Italiano
О Системе ММЦ География Новости организации События СМИ о нас Контакты
Услуги

Развитие международного сотрудничества

Поиск и подбор партнеров в регионах

Маркетинговые исследования

Продажа готовых обзоров
Деловые миссии в регионы
Реестр конкурентоспособных предриятий
Базы данных

Предприятия

Деловые предложения

Инвестиционные проекты

Мероприятия

Реестр маркетинговых работ
Сервис портала

Визитные карточки

Создание сайта на нашем портале

Подписки
Справочная информация
Сведения о регионах
В помощь маркетологу
Региональные маркетинговые центры в Системе ММЦ
ММЦ "ЧЕХИЯ"

Год основания: 2000 год
Руководитель: Щербинин Леонид Николаевич
Интервьюерская база: Профессиональные чешские...

Наши аналитические статьи и обзоры
Обзор российских производителей ваты

Обзор российских производителей ваты

Казалось бы, с таким товаром, как вата, хранящимся в аптечке практически каждой семьи, не может возникнуть никаких проблем. Однако все чаще россияне сталкиваются с тем, что цены на нее повышаются, и все чаще в продаже встречается вата, произведенная за рубежом, что, естественно, не может не отражаться на ее стоимости.

С одной стороны, производство данного продукта не является высоко технологичным, хотя в последнее время затрагивается возможность его дальнейшего переоборудования в связи с наблюдающейся мировой тенденцией отказа от использования в технологических процессах хлорсодержащих реагентов и перехода на окислительное перекисное и надкислотное беление. Однако главная проблема связана с тем, что основное сырье - хлопковое волокно – является прежде всего импортируемым, и, таким образом, наши производители напрямую зависят от стран – поставщиков хлопкового сырья (Индии, Китая, Узбекистана, Аргентины). А случиться может все, что угодно – от неурожая хлопка в этих странах в начале 2000-х гг. до изменения законодательства в части экспортно-импортных операций, что также наблюдалось в эти годы. Все это незамедлительно отражается как на стоимости ваты отечественного производства, так и на процессе вытеснения ее зарубежными аналогами. По данным проведенных исследований, в последние годы в России производится лишь 30% всего ассортимента перевязочных средств, остальное приходится на долю импортируемой продукции.

Вот и приходится задумываться, а не наступит ли в ближайшем будущем такой момент, когда россиянам придется брать с собой в больницу не только предметы личной принадлежности, но и вату, не говоря, конечно, о дорогостоящих препаратах. Тем более интересно рассмотреть ситуацию, сложившуюся с производством ваты на отечественных предприятиях.

За 2001 г. объем производства ваты в целом российскими предприятиями, по данным Госкомстата РФ, составил порядка 11,08 тыс. т. При этом распределение предприятий-производителей по регионам весьма неоднородно: около 67% объема выпущенной ваты приходится на пять областей: Нижегородскую, Ленинградскую, Владимирскую, Ивановскую и Московскую. На диаграмме 1 показаны доли отдельных регионов в общем выпуске ваты в РФ за 2001 г.:

Диаграмма 1.

* по данным Госкомстата РФ

Максимальный выпуск ваты в 2001 г. приходился на ОАО «Нижегородский завод «Октябрь», доля которого в объеме производства ваты российскими предприятиями составила порядка 18%. Вторым по объему выпуска за рассматриваемый период является ЗАО «Гигровата – Санкт-Петербург» (около 17%). Во Владимирской, Ивановской и Московской областях общий объем производства ваты обеспечивается за счет совместной деятельности нескольких предприятий. Так, во Владимирской области это – ОАО «ГОФ», обеспечивающий в 2001 г. порядка 8,3% российского выпуска ваты, а также предприятия с меньшим объемом производства – ОАО «Камешковский текстиль» и ОАО «Ковровский текстиль». В Ивановской области к наиболее крупным производителям ваты можно отнести шесть предприятий, среди которых первым по объему выпуска является АООТ Фурмановская прядильно-ткацкая фабрика №2. В Московской области выделяются также шесть предприятий-производителей, лидер по объему производства – ЗАО «Ватная фабрика», чья доля среди российских предприятий в 2001 г. составила порядка 4,8%.

Среди крупных производителей ваты, за исключением вышеперечисленных, по данным Госкомстата, выделяются еще два предприятия: ЗАО «Новосибирский хлопчатобумажный комбинат» и ОАО «Гигровата» (Саратовская область), обеспечивающих в 2001 г. порядка 7,8% и 7,3% объема российского производства ваты соответственно.

Госкомстатом РФ отдельно отслеживается выпуск ваты гигроскопической; доли регионов, где расположены наиболее крупные предприятия, представлены на диаграмме 2:

Диаграмма 2.

* по данным Госкомстата РФ

К таким предприятиям можно отнести уже упоминающиеся выше ОАО «Нижегородский завод «Октябрь», ЗАО «Гигровата – Санкт-Петербург», ОАО «Гигровата» (Саратовская область), а также ООО «Ватная фабрика «Клепики» (Рязанская область), ЗАО «Ватная фабрика» (Московская область) и ОАО «ПОЛИЭКС» (Алтайский край).

Абсолютное большинство российских производителей ваты относится к предприятиям хлопчатобумажной отрасли. Однако, возвращаясь к проблеме сырья, следует отметить, что ведутся активные поиски ее разрешения. В частности, уже разработана технология производства ваты медицинской гигроскопической льняной, где импортное сырье, хлопок, заменяется отечественным – льняным волокном. В дальнейшем это направление в России может быть весьма перспективным (по материалам сайтов http://www.apteki.nnov.ru; http://prom.nt-line.ru).

В настоящее время на российском рынке представлены такие основные виды медицинской ваты, как вата хирургическая, вата гигиеническая, вата глазная (ГОСТ 5556-81). Наиболее часто встречающиеся упаковочные размеры:

  • кипная по 50 кг;
  • кипная по 5 кг;
  • фасованная по 250 г;
  • фасованная по 100 г;
  • фасованная по 50 г;
  • фасованная по 25 г.

Стоимость 1 кг ваты отечественных производителей колеблется, в основном, в пределах 65 - 120 руб., в зависимости от вида (стоимость глазной ваты зачастую может превышать стоимость гигиенической в 1,5 -1,9 раза), а также в зависимости от размера партии при закупке. Стоимость импортных аналогов, как правило, выше (от 150 руб. за кг.)

Остается надеяться, что вата отечественного производства постепенно будет вытеснять импортные аналоги, что в перспективе связано с состоянием рынка хлопкового волокна, а также освоением новых технологий, в частности, позволяющих использовать и отечественное льняное сырье.

Гамазкова Лилия, эксперт-маркетолог ММЦ «Москва» E-mail: Liliya@binec.ru

Маркетинговые обзоры продовольственного рынка России, а также обзоры на другие темы Вы можете прочитать - в рубрике "Наши аналитические статьи и обзоры" раздела "Аналитика"

 
2003 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"
Правила републикации
материалов сайтов
НП "НДП "Альянс Медиа"

Политика конфиденциальности