Шоколадные изделия в России
Продолжая тему рынка кондитерской продукции, перейдем теперь к таким очень популярным в России продуктам как шоколад и шоколадным изделиям. По данным Ассоциации предприятий кондитерской промышленности в 2002 году в России было выпущено порядка двух миллионов тонн кондитерских изделий (1952 тыс. т), что почти на 10% больше, чем в предыдущем году. В январе-мае 2003 года по данным Госкомстата объемы производства кондитерских изделий продолжали расти. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года их выпуск увеличился на 5,5%. Объем шоколадного рынка, который является одним из наиболее динамично развивающихся сегментов кондитерского рынка, по оценкам экспертов в 2001 году составил 440 тыс. тонн.
В России производством шоколадных изделий занимаются около 110 предприятий. Особенностью данного рынка является наличие большого числа предприятий с иностранным капиталом. По оценкам экспертов рыночная доля таких компаний составляет 70-80%, то есть на долю отечественных производителей приходится не более 30% от общего объема. Интерес иностранных инвесторов объясняется, прежде всего, перспективностью этого рынка. Потребление шоколада и шоколадных изделий в России в несколько раз меньше уровня большинства европейских стран. Однако в последние годы по оценкам экспертов потребление шоколада стабильно увеличивается на 30-40% в год. И если экономическая ситуация в стране будет улучшаться, то темпы роста потребления данного вида продукции в ближайшие годы не замедлятся. Но есть и негативные факторы, сильно сдерживающие развитие шоколадного рынка. Основным таким фактором можно назвать повышение цен на какао-бобы, основное сырье для производства шоколада, влекущее за собой общее повышение цен на всю шоколадную продукцию, а также высокие пошлины на ввоз какао-бобов. В 2002 году цены на шоколадные изделия выросли в среднем на 17-20%. В начале 2003 года тенденция роста розничных цен сохранилась. В среднем увеличение цены составляло 0,7 – 1 % в месяц.
Российских производителей совсем не устраивает такая маленькая доля рынка, поэтому для противостояния экспансии западных фирм в 2002 году был создан холдинг «Объединенные кондитеры», в который вошли такие гиганты отечественного кондитерского рынка как «Рот Фронт», «Красный Октябрь» и «Бабаевский». В результате централизованной работы предприятий холдинга планируется значительное увеличение доли компаний с российским капиталом.
Несмотря на многообразие шоколадной продукции, предлагаемой российскими производителями, импортный шоколад и шоколадные конфеты также пользуются спросом у потребителей. По данным Таможенного Комитета РФ в 2002 году в Россию было ввезено около 36 тыс. тонн шоколада и шоколадных изделий на сумму 44 млн. $ из 37 стран-поставщиков ближнего и дальнего зарубежья. В основном это продукция, относящаяся к высшей ценовой категории, за исключением продукции ввозимой из Украины.
Основным поставщиком шоколадных изделий является Украина. Так, по данным Таможенного Комитета РФ в 2002 году из этой страны в Россию было ввезено 29 тыс. тонн шоколадной продукции на сумму 33 млн. долларов. Распределение объемов импорта по другим странам представлено на диаграмме 1.
Диаграмма 1. Крупнейшие страны-импортеры шоколадной продукции в 2002 году
Россия экспортирует свою шоколадную продукцию в более чем 40 стран ближнего и дальнего зарубежья, однако большая часть продукции (более 80%) идет в страны ближнего зарубежья.
Диаграмма 2. Крупнейшие страны-экспортеры шоколадной продукции в 2002 году
Ермошкина П., ведущий эксперт-маркетолог ММЦ «Москва»
e-mail: PGErmoshkina@marketcenter.ru
Маркетинговые обзоры продовольственного рынка России, а также обзоры на другие темы Вы можете прочитать - в рубрике "Наши аналитические статьи и обзоры" раздела "Аналитика"
|