|
ММЦ "ОРЕНБУРГ"
Год основания: 1999 Руководитель: Склонюк Вячеслав Иванович Штатных сотрудников: 7 человек Интервьюерская база: 30 человек
|
|
| |
| Наши аналитические статьи и обзоры |
Региональные особенности совершенствования контроля безопасности потребления. Региональные особенности совершенствования контроля безопасности потребления.
Необходимость защиты прав и интересов потребителя является одним из важнейших аспектов повышения социального статуса и экономического положение граждан, а следовательно, всего общества в целом. Понимание этого стала одним из важнейших результатов развития экономики. Однако, несовпадение интересов различных общественных групп создает предпосылки для конфронтации между представителями этих групп. Это, в полной мере, относится и к участникам вертикали производитель-потребитель. Эта объективная данность обусловлена информационной асимметрией в пользу продавца, профессионализмом и корпоративным единением продавцов. Учитывая значительность данной проблемы, представляется необходимым найти оптимальные пути выхода из этой конфликтной ситуации. В этих условиях, основной задачей государственных органов власти является проведение продуманной государственной политики. Организацией, представляющей федеральные органы государственной власти по защите прав потребителей в республике, является территориальное управление МАП России по Республике Дагестан. Помимо Дагтеруправления МАП России защиту прав потребителей в части обеспечения безопасности и качества товаров, соблюдения правил торговли, пресечения незаконной предпринимательской деятельности, производства и продажи фальсификатов и целого ряда других нарушений и ущемления прав потребителей осуществляют госторгинспекция, Госстандарт, госсанэпидслужба, министерство внутренних дел и другие государственные органы. В Дагтеруправление МАП России в 2002 году поступило 406 жалоб граждан о нарушении прав потребителей. Кроме того, по его инициативе в 2002 году проведены проверки соблюдения законодательства по защите прав потребителей 529 хозяйствующими субъектами, в основном в сфере торговли и услуг. По результатам проверок возбуждены к производству 238 дел приняты соответствующие штрафные и другие санкции. Обострившаяся криминогенная ситуация на потребительском рынке требует тесного взаимодействия всех контролирующих органов, координации их действий и активного участия в этой деятельности правоохранительных органов. В течение года проведены совместно с Госторгинслекцией, отделов по борьбе с экономической преступностью МВД РД, Госстандартом, Санэпиднадзором 82 проверки предприятий торговли, общественного питания и автозаправочных станций. По выявленным нарушениям требований Закона (отсутствие лицензии, без регистрации в налоговой инспекции, без кассовых аппаратов, отсутствие сертификата качества товара, отсутствие информации, обсчет и обман покупателей и т.д.) даны предписания по устранений нарушений 24 хозсубъектам, предъявлены штрафные санкции на 120 тыс.рублей, в 14 предприятиях торговли и общественного питания нарушения устранены в ходе рассмотрения дел. Особое внимание в ходе проверок уделялось сфере розничной торговли, являющейся наиболее потенциально криминогенной с точки зрения нарушений законодательства в области защиты прав потребителя, что отражено как в отчетах Дагтеруправления МАП России, так и других органов. В формировании и реализации потребительской политики центральное место занимает проблема обеспечения безопасности и качества товаров (работ, услуг). Осуществление контроля безопасности товаров (работ, услуг) в соответствии с Законом возложено на Федеральный орган по стандартизации, метрологии и сертификации, федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы) в пределах своей компетенции. Дагестанским ЦСМС в 2002 году проведено 195 проверок не предприятиях республики, на 71 из них (36,7) установлены факты отступлений от обязательных требований стандартов и порядка реализации товаров, подлежащих обязательной сертификации. Проверки, проведённые Дагтеруправлением МАП России, Дагестанским центром стандартизации и метрологии и другими органами показали, что более 2/3 продуктов, реализуемых через торговые предприятия, не имеют ни гигиенических сертификатов, ни сертификатов соответствия. Широкие масштабы торгово-коммерческой деятельности в Республике при ограниченных возможностях контролирующих органов, их слабой материально-технической оснащённости малочисленности и отсутствия их подразделений в городах и районах республики, кроме г. Махачкалы, сильно осложняет работу по борьбе с правонарушениями в этой сфере. Учитывая, что Республика Дагестан является приграничной территорией, особую значимость приобретает предотвращение проникновения на товарные рынки республики опасных и недоброкачественных импортных товаров. В срочной доработке нуждаются также Правила продажи товаров на дому, в офисе и т. п. В России эта форма продажи товаров получает все более широкое распространение. Вместе с тем, как показывает практика, при прямых продажах имеют место негативные для потребителя моменты неожиданности, психологического воздействия, что подчас приводит к тому, что потребитель приобретает не нужный ему товар или товар не того качества, на которое он рассчитывал. Для того, чтобы устранить эти негативные моменты, необходима выработка особых требований к осуществлению таких продаж, направленных на защиту прав потребителей Большинство жалоб в сфере торговли вызваны грубыми нарушениями правил торговли, продажей низкокачественной продукции, не обеспечением гарантийного ремонта сложной бытовой техники, отсутствием достаточной и достоверной информации о товарах. Хотя в настоящее время приняты и действуют соответствующие законодательно-нормативные акты, нарушения в этой сфере приняли такие масштабы и стали настолько привычными, что бороться с ними, пресекать их стало делом очень затруднительным. Органами МВД в сфере потребительского рынка зарегистрировано 2174 административных правонарушений, оштрафовано 1790 человек на сумму 173 тыс. рублей, направлено в суд 280 материалов. Особо тревожное положение сложилось на рынках и в других торговых структурах, где реализуются продукты питания и вино-водочные изделия, не отвечающие требованиям ГОСТа и опасные для здоровья и жизни населения. В результате проведённых МВД РД оперативно-профилактических мероприятий выявлено 10 подпольных цехов по изготовление и сбыту фальсифицированной водки. Изъято 3662 литра спирта, большое количество пробок и этикеток, станков и других приспособлений, необходимых для выпуска "готовой" продукции. По всем указанным фактам возбуждены уголовные дела по ст.162 (незаконное предпринимательство), по которые 24 человек осуждены к различным срокам лишения свободы и другим мерам наказания. Серьезную обеспокоенность вызывают предприятия бытового обслуживания, сферы транспортных и других услуг. В результате проводимых мероприятий в этой сфере возбуждено 22 уголовных дела, из них 17 направлены в суд, выявлено 90 административных правонарушений на транспорте. За 2002 год госторгинспекцией проведено 806 проверок по контролю качества и безопасности товаров народного потребления. При этом на 75,6% (в 2001 г. - 75,1%) проверок имели место забраковки. В промышленности этот показатель составил 98,8% (87,8), в оптовой сети 100%, в розничной сети 64,6% (62,5%). Основными причинами выпуска и реализации нестандартной продукции являются практически полное отсутствие товароведческого, входного контроле в торговле, слабей лабораторный контроль на производстве, нарушение рецептур и технологий производства и т.д. В 2002 году за выпуск и реализацию нестандартной продукции, нарушение Законов РФ "О защите прав потребителей", "О стандартизации", "О сертификации товаров" взыскано в бюджет республики более 250 тыс. рублей (в 1999 г. - 45 тыс.руб.). Забраковано товаров ни сумму свыше 20 тыс. руб. Нами выявлена интересная динамическая закономерность по различным товарным группам. Динамика изменения качества продукции по РД (в %) Годы Сахар Мука Рыба и рыбопродук-ты Коньяк Шампанское Колба-сы Консер-вы Растительное масло 1998 16% 33% 48% 27% 15% 54% 47% 44% 1999 11% 20% 28% 6% 11% 38% 41% 38% 2000 9% 17% 24% 4% 4% 40% 24% 20% 2001 10% 12% 20% 2% 1% 28% 16% 22%
По данным Госторгинспекции РД Если по одним группам товаров ситуация меняется в лучшую сторону и динамика эта стабильна, то другие товары никак не удается вывести из прорыва. Объясняется это, по нашим наблюдениям, отсутствием должного уровня конкуренции и самоуверенностью производителя. Основным вопросом развития механизма государственной защиты прав потребителей в России является вопрос обеспечения прав потребителей на безопасность и качество продукции и услуг. Для решения этого вопроса федеральным органам исполнительной власти предстоит продолжить работу по совершенствованию законодательства в этой области. Дальнейшие развитие и совершенствование государственной потребительской политики во многом обусловлено наличием соответствующего ее информационного обеспечения. У предпринимателей и потребителей есть устойчивая мотивация к обладанию достоверной и необходимой информацией о полномочиях федеральных органов исполнительной власти. Особенно актуально установление систематического оперативного обмена информацией об обнаруженных фактах оборота на потребительском рынке опасных и поддельных товаров. Учитывая, что актуальность соблюдения законодательства о защите прав потребителей не уменьшается, надо усилить внимание к осуществлению предупредительных мер и проведению массовых проверок, в том числе и совместных с территориальными структурами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, а также другими ветвями системы защиты прав потребителей. Успех в деле защиты прав потребителей возможен только тогда, когда государство осознает, что выгодно не увеличение количества взимаемых штрафов. Необходимо понимание того, что выгодно уменьшение количества нарушений прав потребителей и понимание того, что благополучие потребителя является благополучием гражданина. В этом и состоит цель здоровой социально-экономической политики государства.
Изиев К.А.Доцент кафедры коммерции и маркетинга ДГУ, Исп. директор ММЦ «Дагестан-Москва»
|
|
|
|