В прошлый раз мы рассмотрели общие тенденции, которые были характерны для российского рынка муки в последнее время. Сегодня мы рассмотрим факторы, влияющие на цену муки и предпочтения потребителей. Цены на муку зависят от следующих факторов: С одной стороны – это конъюнктура зернового рынка (цены на зерно, объемы собранного урожая, спрос и предложение, импорт и экспорт) С другой стороны – конъюнктура рынков-потребителей, таких как хлебобулочного, кондитерского, макаронного и других. Цены на пшеницу, а как следствие и на муку подвержены сезонным колебаниям, понижаясь со сбором нового урожая и вырастая к концу сезона, когда запасы минимальны. Как видно из данных, представленных на диаграмме 1, цены на муку росли, начиная с самого начала года. Однако если первые три месяца рост был довольно постепенным, то, начиная с апреля цены резко выросли. Некоторая стабилизация наблюдалась летом, а осенью опять начался достаточно резкий подъем. Хотя обычно со сбором нового урожая цены несколько снижаются.
Диаграмма 1. Средние цены на муку по России на октябрь 2003, руб./тонна*.
* по данным Института Аграрного маркетинга
На диаграмме 2 представлена динамика потребительских цен за последние пять месяцев. Как видно из этих данных тенденции, которые были описаны выше, хоть и не в точности, но повторяются.
Диаграмма 2. Максимальные и минимальные потребительские цены на муку высшего сорта в период с 01.06.2003 по 15.10.2003*.
* Источник – www.aris.ru
Рынок муки можно разделить на три сегмента – бестарную, тарную и фасованную муку. Потребители в каждом сегменте свои, соответственно могут наблюдаться и различные тенденции на том или ином сегменте. Рассмотрим сегмент фасованной муки более подробно. Данная продукция предназначена для потребления населением. Основные фасовки это пакеты по 1 и 2 кг, в последнее время стали встречаться и фасовки по 4 кг. И хотя рынок фасованной муки занимает наименьшую долю среди тех трех сегментов рынка, которые были выделены, тем не менее характеризуется жесткой конкуренцией по сравнению с другими сегментами мучного рынка. Что можно объяснить присутствием большего количества производителей. К наиболее распространенным в Москве маркам фасованной муки относятся «Сокольническая» (Мелькомбинат в Сокольниках) и «Макфа» (Челябинский мелькомбинат). Однако большая часть потребителей вообще не имеет предпочтений по торговым маркам. Точно знают, какую муку они хотят купить только домохозяйки, использующие ее для домашней выпечки и понимающие, насколько вкус их изделий зависит от качества муки. На диаграмме 3 представлены данные по ценам на фасованную муку (2-х килограммовая расфасовка) различных производителей Москве. Самой дешевой оказалась мука под торговой маркой «Пышечка» (15 руб.), самая дорогая – «Поваренок» (22,38 руб.).
Диаграмма 3. Цены на фасованную муку, руб./пакет*.
* данные Института Аграрного Маркетинга Повышение спроса на кондитерские и макаронные изделия, в которых используется мука высшего сорта, позволяет прогнозировать дальнейшее изменение структуры мучного рынка в сторону увеличения доли муки высшего сорта. Однако никаких больших скачков в плане роста или снижения объемов производства в ближайшие годы экспертами не прогнозируется.