Обзор производителей сливочного масла
Сливочное масло – традиционный продукт, потребляемый практически каждой семьей. Однако в последние годы на данном рынке наблюдается негативная тенденция: по сравнению с началом 90-х гг., объем производства сливочного масла в России сократился более чем в три раза: 228,5 тыс. тонн в 2002 г. (данные Института конъюнктуры аграрного маркетинга) против 833 тыс. тонн в 1990 г. В 2002 г. по сравнению с предыдущим годам отмечается некоторый рост производства - 1,5 – 2,5% по данным различных источников, однако прежний уровень пока остается недостижимым (см. диаграмму 1). Импорт, если сравнивать с периодом 90-х гг., также оставался ниже приходящегося на середину 90-х гг., однако в 2002 г. отмечается его существенный рост по сравнению с 2001 г., составивший порядка 62%. Основные объемы поставок сливочного масла приходятся на Финляндию, Новую Зеландию и Украину.
Диаграмма 1.
* по данным Госкомстата РФ и Института конъюнктуры аграрного маркетинга
К наиболее крупным регионам – производителям сливочного масла в РФ относятся Республика Татарстан, Краснодарский край, Республика Башкортостан, Новосибирская, Белгородская и Воронежская области.
Диаграмма 2.
* по данным Госкомстата РФ
Переходя к описанию торговых марок, присутствующих на рынке, следует отметить, что, по существующим стандартам, выделяют следующие виды коровьего масла: масло сливочное (содержание жира не менее 82,5%), масло любительское (содержание жира не менее 78%), масло крестьянское (72,5%), масло бутербродное (68%), масло топленое (жировая фаза составляет около 99%). Однако в настоящее время далеко не всеми производителями соблюдается данная классификация, и встречается масло с названием «сливочное» с меньшим содержанием жира. Не говоря уже о том, что часто в магазинах маслом называют продукцию, содержащую растительные жиры, относящуюся скорее к маргарину. В связи с невысокой, по сравнению с европейскими странами, платежеспособностью населения, такая продукция, по мнению представителей компаний – производителей сливочного масла, в виду более низкой стоимости является серьезным конкурентом их продукции, хотя качество здесь сравнивать нельзя.
В 2002 г., по данным исследовательской компании ACNielsen, к лидерам рынка сливочного масла в крупнейших городах РФ относятся такие компании, как Valio, «Вимм – Билль - Данн», «Новозеландские молочные продукты», «Нижегородский масло – жировой комбинат». При этом на московском рынке 50% розничных продаж приходилось на Valio и «Новозеландские молочные продукты».
Valio – ведущая в Финляндии фирма в области переработки и сбыта молока. На российском рынке ей принадлежат такие распространенные торговые марки масла, как Valio, Midnight Sun, а также масло с традиционным для России названием – «Вологда».
К новозеландским продуктам относятся такие торговые марки, как Anchor и «Доярушка».
Также к одним из наиболее распространенных импортных торговых марок масла относится President французской компании Lactalis.
«Вимм – Билль - Данн» - одна из крупнейших компаний пищевой индустрии, объединяющая 24 производственных предприятия в 20 регионах России, среди которых такие наиболее известные, как Лианозовский молочный комбинат, Царицынский молочный комбинат, Раменский молочный комбинат. Этой компании принадлежат такие марки масла, как «Домик в деревне», «Веселый молочник».
На российском рынке также распространены такие наименования, как «сливочное», «крестьянское», выпускаемые большинством российских производителей, однако лучшим маслом всегда считалось масло вологодское, хотя теперь технологии его производства соблюдаются далеко не всегда.
И если брэндованное масло, как правило, выпускается в фасованном виде, то такое масло часто встречается в весовом варианте. Однако на российском рынке наиболее распространенным является фасованное масло. Так, по данным исследовательской компании ACNielsen, в 2001 г., доли весового и фасованного масла соотносились как 1:4.
Что же касается распределения по странам – производителям, то структура московского оптового рынка сливочного масла выглядит следующим образом:
Диаграмма 3.
* по данным агентства маркетинговых исследований «ВЕТРА - маркетинг»
Такая ситуация, когда большая часть рынка принадлежит импортерам, не могла не настораживать, и в правительственную комиссию по защитным мерам во внешней торговле было направлено предложение о введении квотирования ввоза сливочного масла в Россию. Однако такое решение может иметь и негативную тенденцию: конечно, с одной стороны, это в какой-то степени защитит российских производителей, но, с другой стороны, может привести к тому, что существующий спрос на сливочное масло может быть не удовлетворен, т.к. надои молока в России пока недостаточно велики, и соответственно, к повышению цен, как на само масло, так и другие изделия, при производстве которых применяется данный продукт.
Гамазкова Лилия, эксперт-маркетолог ММЦ «Москва»
E-mail:
Liliya@binec.ru
Маркетинговые обзоры продовольственного рынка России, а также обзоры на другие темы Вы можете прочитать - в рубрике "Наши аналитические статьи и обзоры" раздела "Аналитика"
|