Ситуация на рынке фруктово-ягодной консервации
Конец лета, начало осени, как мы знаем, сезон заготовок для предусмотрительных хозяек: малиновое варенье, желе из черной смородины, брусничный джем и много прочих сладких яств заготавливается в это время. Сегодня все это разнообразие сладостей можно купить в отделе консервации ближайшего продуктового магазина. Именно поэтому мы и рассмотрим рынок фруктово-ягодной консервации, а если точнее, то рынок сахарной продукции - джема, желе, варенья, сиропа, ягодного пюре и пасты.
В 1997-1998 гг. большая доля продукции фруктово-ягодной консервации в Россию импортировалась из стран дальнего и ближнего зарубежья, несмотря на то, что наша страна славится своими природными богатствами, в том числе и теми дарами, которые дарят ей громадные лесные массивы. В 1999 году объем импорта джемов, желе, мармелада и прочих сахарных изделий из стран дальнего зарубежья сократился по сравнению с 1998 годом на 56,3%, тогда как импортные поставки этой продукции из стран СНГ остались на прежнем уровне 15,6-15,8 тыс. тонн.
В 2000 году, как можно увидеть на рисунке 1., импорт из стран дальнего зарубежья возрос по сравнению с 1999 годом на 33%, но по сравнению с показателями на 1998 год, составил лишь 58%.
Изменения объемов импорта из стран СНГ хоть и не так значительны, но небольшая тенденция к снижению все-таки наблюдается, например, в 2000 году по сравнению с предыдущим поставки сократились на 6,3%. Чаще всего на российский рынок осуществляются поставки фруктово-ягодной консервации из таких стран, как Болгария, Польша, Германия.
Сборник таможенной статистики внешней торговли РФ 1996-2000 гг.
Вызывают радостное удивление данные по экспорту этой же продукции из России. С 1997 года отмечается устойчивая тенденция к росту объемов экспорта фруктово-ягодной консервации в страны ближнего зарубежья, например, в 2000 году, произошел рост экспортных поставок в страны СНГ почти на 70%.
Экспортные поставки в страны дальнего зарубежья после кризиса несколько сократились, но в 2000 году уже составили 78% от уровня 1998 года.
Сборник таможенной статистики внешней торговли РФ 1996-1999 гг.
В целом объем этого рынка невелик, ведь в России до сих пор очень популярна домашняя кухня, и многие хозяйки занимаются заготовками самостоятельно, это выходит и дешевле, и как заявляют многие, - вкуснее. Поэтому, география этого рынка четко ограничена Москвой, Санкт-Петербургом и прочими крупными городами, где доходы на душу населения значительно выше, а количество безработных меньше, чем в среднем по России. В этих городах большинство женщин работают, поэтому на домашние заготовки времени не хватает, но доходы позволяют иметь в рационе питания семьи фруктово-ягодные готовые консервы.
Ассортимент фруктово-ягодной консервации сегодня довольно широк, на прилавках пестрят баночки с джемом, вареньем и сиропом из черники, земляники, клюквы, брусники, ежевики, малины, смородины, клубники, крыжовника, вишни, сливы, яблок, черноплодной рябины, кизила, айвы, персиков, абрикосов, апельсинов, ананасов и даже грецких орехов.
Традиционной упаковкой для такой продукции является стеклянная баночка весом от 225 до 410 гр. Причем, продавцы нередко указывают, что баночки небольшого веса пользуются большим спросом у покупателей – во-первых, они дешевле, во-вторых, удобнее в использовании.
Розничные цены на такую продукцию варьируют в зависимости от производителя, объема баночки, вида фрукта или ягоды, а также города, типа розничной точки (рынок, гастроном, супермаркет) и района где эта точка находится (центр, окраины). Например, в Москве розничная цена на баночку конфитюра импортного производства весом 310 гр будет лежать в пределах от 35 до 55 руб.
Продукция отечественных производителей представлена на рынке очень слабо, сегодня узнается покупателями лишь одна марка фруктово-ягодной консервации - марка «Ратибор». Хотя на лицо все условия для проявления маркетинговой и производственной активности отечественными производителями: платежеспособный спрос (тенденция к предпочтениям отечественной продукции), низкие входные барьеры входа в эту отрасль, несложная технология и наличие сырья. Подобную продукцию выпускают в небольших объемах для ассортимента многие консервные заводы, специализирующиеся на овощной консервации. Другой вид производителей - это заводы по сбору и заморозке ягод, которые с целью сохранения продукции в случае изменений на рынке параллельно запускают линии по производству джемов и варенья. Но для таких заводов – это всего лишь параллельный, дополнительный бизнес, тогда как для разработки марки, ее продвижения, создания структуры дистрибьюции и обеспечения высокого качества продукции необходимы значительные вложения средств и коммерческих усилий. Учитывая высокие темпы развития отраслей пищевой промышленности, остается надеяться, что и этот рынок найдет своих лидеров в ближайшее время.
10.09.2001.
Алена Родина.
|