Традиционный напиток
Уже несколько столетий в России напитком, который употребляет большинство населения (порядка 98%) является чай. Мы пьем его утром и вечером, дома, в гостях и на работе и уже мало кто задумывается, почему это так, настолько человек с детства привыкает к этой привычке.
Россия традиционно занимает одно из мест в первой десятке стран по объемам потребления чая. На каждого россиянина в год в среднем приходится по 1,1 кг чая. В России чай является товаром каждодневного потребления, частота покупки которого в основном составляет не менее 1 раза в месяц.
В последние два года на российском рынке чая наблюдается тенденция изменения структуры потребления в сторону увеличения потребления чая более дорогих и качественных сортов. Поскольку при росте благосостояния население начинает переходить на более качественные продукты, и цена перестает играть столь решающую роль. При этом количественные характеристики потребления остаются неизменными. Так, в 2002 году объем российского рынка чая в стоимостном выражении вырос на 10-15% по сравнению с предыдущим годом и составил более 800 млн. $. В количественном же выражении этот параметр, как и в прошлом году, составил порядка 150 тыс. тонн.
Россия не может обеспечить собственное выращивание и производство чая, поскольку практически не обладает климатическими условиями, подходящими для выращивания чайных культур, поэтому большую часть рынка занимают импортные поставки. Производство чая в Краснодарском крае, по сравнению с общими объемами потребления незначительно. В 2002 году импорт чая составил порядка 160 тыс. тонн на сумму 250 млн. $.
Диаграмма 1.Динамика импорта чая в Россию в 1997-2002 годах.
В 2002 году в Россию была ввезена продукция более, чем 60 компаний из 18 стран мира. Лидерами по объемам ввозимого чая, причем с большим отрывом от остальных, являются Индия и Шри-Ланка.
Раньше большая часть импортных поставок чая поступала из Индии. Однако в последнее время в связи с ростом спроса на дорогой и качественный чай наблюдается тенденция уменьшение поставок из этой страны и увеличение из других стран, в частности из Шри-Ланки и Китая.
На данный момент в России представлено огромное количество различных чаев, общее количество типов, сортов и марок чая превышает тысячу наименований. Однако традиционно у нас в стране наибольшей популярностью пользуется черный чай. Только в последние годы такие виды чая как травяной, ароматизированный, зеленый и другие виды чаев стали постепенно увеличивать свою долю рынка. На диаграмме 2 приведена структура потребления чая в 2002 году. По оценкам экспертов в 2003 году доля черного чая опять снизилась на несколько процентов.
Диаграмма 2.Предпочтения потребителей по стране происхождения чая.
В отношении страны происхождения, как видно из данных, представленных на диаграмме 3 мнения в основном разделились среди двух стран – Индией и Цейлоном. Однако довольно большая часть респондентов вообще не имеет четко выраженных предпочтений по этому вопросу.
Диаграмма 3.Предпочтения потребителей по стране-происхождению чая.
* данные Всероссийского центра изучения общественного мнения
Говоря о перспективах чайного рынка большинство экспертов отмечают, что в ближайшее время продолжится изменение структуры потребления чая в России, при этом объемы рынка вряд ли будут сильно изменяться.
Ермошкина П.,
e-mail: PGErmoshkina@marketcenter.ru
Маркетинговые обзоры продовольственного рынка России, а также обзоры на другие темы Вы можете прочитать - в рубрике "Наши аналитические статьи и обзоры" раздела "Аналитика"
|