Система ММЦ: Система межрегиональных маркетинговых центров
English English Italiano Italiano
О Системе ММЦ География Новости организации События СМИ о нас Контакты
Услуги

Развитие международного сотрудничества

Поиск и подбор партнеров в регионах

Маркетинговые исследования

Продажа готовых обзоров
Деловые миссии в регионы
Реестр конкурентоспособных предриятий
Базы данных

Предприятия

Деловые предложения

Инвестиционные проекты

Мероприятия

Реестр маркетинговых работ
Сервис портала

Визитные карточки

Создание сайта на нашем портале

Подписки
Справочная информация
Сведения о регионах
В помощь маркетологу
Региональные маркетинговые центры в Системе ММЦ
ММЦ "ВОЛОГДА"

Год основания: 2005 год
Штатных сотрудников: 2 человека
Интервьюерская база: 20 человек

Наши аналитические статьи и обзоры
На российском рынке газированной воды

На российском рынке газированной воды

Сегодняшняя статья посвящена обзору рынка газированных безалкогольных напитков. Хотя данная тема была бы более актуальной в летний период, газированная вода будет также присутствовать на столах многих семей во время новогодних праздников, особенно там, где есть дети. Кроме того, например, Coca-Cola специально проводит свои рекламные кампании перед Рождеством.

Тем не менее, по результатам проведенных исследований, на объемы потребления безалкогольной газированной продукции оказывает существенное влияние фактор сезонности.

Так, по данным компании «Бобимекс», потребление лимонадов и колы в период с июня по август увеличивается на 200 – 300%, хотя доля непосредственных потребителей при этом, по данным исследований, возрастает примерно лишь на 10%, т.е. рост объемов происходит, в основном, за счет фактора интенсивности потребления газированных напитков.

Газированная вода является одним из традиционных безалкогольных напитков, россиянам с детства знаком вкус лимонада, «Тархуна» или «Байкала».

На данном рынке выделяются два основных ценовых сегмента: относительно дорогие «импортные» напитки (Coca-Cola, Pepsi-Cola, Mirinda и т.п.) и «отечественная газировка», направленная на людей с более низким доходом. Однако в настоящее время далеко не каждый потребитель знает, чей напиток он приобретает, так как существуют и серии более дешевых напитков, выпускаемых известными мировыми производителями, и газированная вода российских производителей, приближенная по ценам к продукции зарубежных компаний.

Остановимся более подробно на основных игроках российского рынка безалкогольных газированных напитков. Если еще несколько лет назад на данном рынке присутствовало большое количество производителей, а покупатель, в основном, ориентировался на вкус напитка, а не на торговые марки, то к настоящему времени уже можно говорить о сегментировании рынка, где наряду с компаниями - мировыми лидерами выделился и ряд российских предприятий.

Среди основных игроков стоит прежде всего отметить такие, как Coca-Cola и PepsiCo.

Coca-Cola юридически ведет свою деятельность в России с 1991 г. Практически каждому жителю знакома ее продукция – Coca-Cola, Fanta, Sprite. Первый завод этой компании построен в Москве в 1994 г., в настоящее время ей принадлежит более десятка российских предприятий в Москве, Санкт – Петербурге и прочих регионах. Однако послекризисный период заставил несколько переориентировать свое направление, и компанией была выведена продукция среднего ценового сегмента под брэндом «Фруктайм» с традиционным для россиян вкусом: «Дюшес, «Тархун», «Буратино» и т.п.

PepsiCo сотрудничает с Россией довольно давно, ее напитки также хорошо известны – Pepsi-Cola, 7-UP, Mirinda. Первый завод по производству «Пепси - Колы» в России (Новороссийский завод) был открыт в 1974 г. Сейчас данная компания имеет несколько заводов на территории РФ (в Санкт – Петербурге, Самаре, Екатеринбурге и пр.)

PepsiCo также выпускает продукцию среднеценового сегмента под маркой «Фиеста», реклама которой хорошо знакома россиянам.

К наиболее крупным игрокам российского рынка газированных напитков следует отнести холдинг «Ранова» («Ранова», Natur). В холдинг входят 3 компании: Ранова – Покрова (Владимирская область), Ранова – Спас (г. Сергиев Посад) и Ранова – Красная (г. Крымск). Предприятием выпускается более 50 наименований безалкогольных напитков, продукция Рановы широко представлена на российском рынке.

ЗАО «ОСТ - Аква» (п. Черноголовка), входящий в состав холдинга «Группа Предприятий ОСТ», выпускает напитки под брэндом «Напитки из Черноголовки». Одной из особенностей данной продукции является то, что она разливается в стеклянную посуду, тогда как большинство видов газированной воды представлено в ПЭТ – таре.

Также, по данным исследовательской компании АСNielsen, к наиболее крупным игрокам относятся компании «КС» («Элит-Кола», «КС»), «Бест-Ботлинг» (RC Cola, Kick), «Мастер» («Мастер», RC Cola), МПБК «Очаково», известный своим пивом, но выпускающий также безалкогольные напитки под брэндом «Ах!»

По оценке АСNielsen, в 2002 г. объем розничных продаж достиг 1,7 млрд. л., что составило порядка 18,9 млрд. руб. в стоимостном выражении, что свидетельствует о положительной тенденции на данном рынке:

Диаграмма 1.

Диаграмма 2.

Так, в 2002 г. рост данного рынка, по данным этой исследовательской компании, составил примерно 5% по объему и 20% по стоимости продаж. По прогнозам специалистов, основная борьба в дальнейшем развернется в среднем ценовом сегменте.

Кроме того, будет возможно усиление конкуренции со стороны других безалкогольных напитков – соков и минеральной воды, чья доля на рынке прохладительных напитков в последние годы заметно увеличивается. Потребители, имеющие более высокий уровень дохода, в последнее время отказываются от газированных напитков, содержащих углекислоту и заменители сахара, и переходят к более полезным для здоровья продуктам.

Со стороны компаний – производителей газированных напитков уже наблюдаются ответные реакции. Это, во-первых, выпуск сокосодержащих напитков с более низким уровнем газации (сокосодержащие лимонады «Джустим» («Очаково») и т.п.), позиционирование традиционных напитков с точки зрения натуральных и полезных (например, производство «Тархуна» на основе 60% травянистого экстракта), а, кроме того, выход на смежные рынки (выпуск компанией Coca-Cola питьевой воды BonAqua и соков Minute Maid, PepsiCo - минеральной воды Aqua Minerale).

Будущее покажет, смогут ли новые виды напитков завоевать признание потребителей, и насколько опасна конкуренция со стороны смежных рынков, многое при этом будет зависеть от роста уровня доходов населения.

Гамазкова Лилия, эксперт-маркетолог ММЦ «Москва» E-mail: Liliya@binec.ru

Маркетинговые обзоры продовольственного рынка России, а также обзоры на другие темы Вы можете прочитать - в рубрике "Наши аналитические статьи и обзоры" раздела "Аналитика"

 
2003 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"
Правила републикации
материалов сайтов
НП "НДП "Альянс Медиа"

Политика конфиденциальности