Традиционный напиток. Часть 2
Сегодня мы продолжим рассмотрение чайной темы, которая уже была затронута в одном из предыдущих обзоров. В прошлый раз мы рассмотрели такие общие характеристики рынка чая как объемы импорта, структура потребления и ее динамика, сегодня мы продолжим разговор о предпочтениях потребителей в отношении чая.
Если говорить о популярности торговых марок чая, то по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения наиболее покупаемой продукцией является серия чаев петербургской компании «Орими Трэйд» с названиями «Принцесса Нури», «Принцесса Гита», «Принцесса Канди», «Принцесса Ява». Этим маркам чая по данным опроса отдали предпочтение 30% россиян. Данные по другим маркам приведены на диаграмме 1.
Диаграмма 1.Наиболее популярные марки чая.
Что касается способа фасовки, то хотя большая часть россиян по-прежнему в основном покупает рассыпной чай, доля пакетированной продукции в последнее время значительно выросла. Так, если в 1999-2000 годах темпы роста этого сегмента рынка составляли 10 – 12% в год, то в 2002 году они достигли 52%. Что совсем неудивительно, поскольку, сейчас в век постоянной нехватки времени многие готовы заплатить большую цену за удобство и быстроту приготовления напитка. Однако среди российских потребителей по-прежнему бытует мнение, что вкус черного чая в пакетиках хуже, чем вкус рассыпного чая, потому что для пакетиков используется сильно измельченный чай, подвергающийся разного рода механическим и химическим воздействиям, в результате которых продукт теряет свои вкусовые качества и аромат. К тому же некоторым не нравится наличие самого пакетика, который при заваривании также может негативно влиять на качество напитка. Поэтому чай в пакетиках используют в основном или когда на приготовление напитка очень мало времени или на одного человека, а также, конечно, он незаменим в дороге.
Конечно, технологичный процесс приготовления пакетированного чая не идет ни в какое сравнение с церемонией заваривания листового чая, которую можно разыграть как целое представление, но в целях экономии времени с этим можно смириться. Когда же времени много, можно насладится всеми прелестями чайной церемонии, тем более что возможностей для этого достаточно много. Хотя в России пока не ложилась культура потребления чая, однако, уже существует такой активно развивающийся сегмент чайного рынка, как рынок элитного ресторанного чая.
В прошлый раз мы уже отмечали, что практически все отечественные предприятия по производству и расфасовке работают на импортном сырье. Крупнейшими импортерами являются такие отечественные компании как «Орими Трэйд», ООО «Майский чай», выпускающее торговые марки «Лисма» и «Майский чай», а так же крупнейшая международная корпорация Unilever, представляющая в России чай под торговыми марками Lipton, Brook Bond и «Беседа».
Диаграмма 2.Основные компании-импортеры чая.
Правительство стремится поддержать отечественные чайные предприятия и повышенные ставки ввозных таможенных пошлин на фасованный черный и зеленый чай, которые были введены в действие как временная мера постановлением правительства РФ от 6 февраля 2003 года теперь будут действовать на постоянной основе. В феврале этого года таможенные пошлины на эти виды чайной продукции были повышены в два раза до уровня 0,8 Евро за 1 кг.
Чай в течение последних десятилетий бессменно оставался напитком номер один в России и вряд ли отдаст свое лидерство, поскольку даже в периоды экономических потрясений люди не перестают пить этот замечательный напиток.
Ермошкина П.,
e-mail: PGErmoshkina@marketcenter.ru
Маркетинговые обзоры продовольственного рынка России, а также обзоры на другие темы Вы можете прочитать - в рубрике "Наши аналитические статьи и обзоры" раздела "Аналитика"
|