Российский рынок соков. Часть 2
В одном из предыдущих обзоров мы рассмотрели основные тенденции, наблюдающиеся на российском рынке соков в последнее время. Сегодня мы продолжим эту тему.
Согласно принятому в России в 2001 году ГОСТу соком называется жидкий продукт, полученный из фруктов или овощей путем механического воздействия и консервированный физическими способами, кроме обработки ионизирующим излучением. Существует следующая классификация соковых продуктов:
• Соками называются продукты, состоящие на 100% из натурального сока (или восстановленные из концентрированного сока).
• Нектары - напитки, в которых содержится 25-99% сока. В нектарах содержание сока зависит от плодов, из которых он изготовлен. Так, для смородинового и бананового нектаров достаточно 25-процентного содержания сока, для сливового, клюквенного - 30%, для вишневого, мангового - 35%, персикового, яблочного - 45%.
• Сокосодержащими (фруктовыми) называют напитки, где доля натурального сока составляет 10-25%. Есть еще и напитки, в которых доля натурального сока менее 10%, и они зачастую являются слабоалкогольными.
Эксперты отмечают наблюдающийся в последнее время рост потребительского спроса на нектары и сокосодержащие напитки на фоне сокращения доли 100-процентных соков. В настоящее время потребление соков и нектаров практически одинаково (см. диаграмму 1).
Диаграмма 1.Структура потребления различных видов соковой продукции.
По данным исследований различных независимых компаний наиболее узнаваемыми марками на рынке являются:
• «Любимый сад», J7, Gold Premium («Вим-Биль-Данн»)
• «Добрый», Rich, Nico («Мултон»)
• «Фруктовый сад», «Я», «Тонус» («Лебедянский»)
• «Чемпион», «Моя семья» («Нидан»)
Диаграмма 2.Основные торговые марки соков*.
* данные: Бизнес-аналитика (по состоянию на 1 квартал 2003 года)
Если говорить о вкусах соков, то за последние годы значительно выросла популярность различных смешанных фруктовых вкусов. По данным исследовательской компании ACNielsen, доля таких соков в общем объеме рынка за январь-май 2003 года увеличилась на 5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. А вот объемы продаж яблочного, персикового, томатного и даже апельсинового соков несколько уменьшились. Однако они по-прежнему удерживают пальму первенства в предпочтениях россиян.
В прошлый раз мы уже упоминали о четырех компаниях-лидерах сокового рынка, которым принадлежит более 80% общего объема рынка. Все эти компании в последние несколько лет постоянно увеличивают выпуск продукции, чему во многом способствует активное вложение средств в расширение производства. Так, например, ОАО "Экспериментальный консервный завод "Лебедянский" увеличило производство соков в 2003 году по сравнению с уровнем 2002 года на 35% до 274 млн. долл. В натуральном выражении выпуск продукции составил 445 млн. тонн, что на 35% превышает показатель предыдущего года – 330 млн. т.
По прогнозам экспертов в ближайшее время темпы роста сокового рынка будут замедляться и производителям придется искать новые возможности для развития.
Ермошкина П.,
e-mail: PGErmoshkina@marketcenter.ru
Маркетинговые обзоры продовольственного рынка России, а также обзоры на другие темы Вы можете прочитать - в рубрике "Наши аналитические статьи и обзоры" раздела "Аналитика"
|