|
ММЦ "ТУЛА"
Год основания: 2002 год Руководитель: Селиванов Анатолий Николаевич Штатных сотрудников: 10 человек Интервьюерская база: 40 человек
|
|
| |
| Наши аналитические статьи и обзоры |
Результаты исследования «Масштабы использования механизмов финансовой аренды (лизинга) предприятиями Курганского региона» Настоящее исследование проведено в рамках проекта «Масштабы использования лизинга предприятиями г.Кургана» . Финансовая поддержка исследования осуществлялась ЗАО «Зауралремстройсервис» Лизинг - способ получения нового оборудования и новых технологий , необходимых для расширения и модернизации производства. В основе лизинга лежит допущение, что прибыль получают благодаря использованию средств, а не благодаря наличию прав собственности на них. Цель проекта: Содействие развитию предпринимательства через расширение возможностей доступа малых и средних предприятий (МСП) к участию в лизинге. Цель исследования: Получение информации о существующей практике финансовой аренды, выявление проблем и выработка рекомендаций. Результаты исследования предполагается использовать для: 1. Создания методического пособия для руководителей МСП, заинтересованных в вопросах лизинга 2. Методических рекомендаций по созданию и организации деятельности лизинговой компании 3. Создание аналитического отчета для структур, заинтересованных в применении лизинга Объем исследования . Опросом охвачено 100 предприятий География исследования – г.Курган Сбор информации осуществлялся специалистами: - Некоммерческого партнерства «Агентство по поддержке малого и среднего бизнеса» - Кафедра «Экономика и маркетинг» Курганского государственного университета - ЗАО «Межрегиональный маркетинговый центр «Курган-Москва» Общее количество специалистов, занятых сбором информации – 5 человек. Критерии отбора предприятий Успешно работающие предприятия различных сфер производства, предприятия сферы услуг. Распределение – 43% - малые предприятия, 31% - средние, 26% - крупные. Сфера деятельности: - Машиностроение и металлообработка - Деревообработка - Производство продуктов питания - Транспортные услуги - Строительство, ремонтные работы - Производство обуви Интервьюируемые Использовалась информация, предоставляемая руководителями предприятий, финансовыми директорами, руководителями отдела по развитию, снабжению, главных инженеров. Анкета Анкета для проведения исследования включает в себя вопросы (28) , затрагивающие все основные аспекты финансовой аренды (лизинга). Общая характеристика предприятий, принявших участие в опросе 74% предприятий, принявших участие в опросе, являются по своей структуре малыми и средними (рис.1) По количеству занятых на производстве (в оказании услуг, проведении работ) предприятия распределились следующим образом. 35% опрошенных предприятий за последний год ввели в эксплуатацию производственное оборудование (машины, механизмы) , а именно: 1. Отечественное новое – 44,6% 2. Отечественное б/у – 31,7% 3. Импортное новое – 10,2% 4. Импортное б/у – 24,5%. Количество предприятий, получивших оборудование в лизинг незначительно (1%). При поиске оборудования подавляющее большинство пользуется информацией со специализированных выставок; изданий; информацией, непосредственно получаемой используя личные связи. Доля респондентов, указавших в качестве источника информации личные связи, рекомендации коллег достаточно велика (79,3%). Отсутствует информация о местных производителях (речь не идет о крупных производствах). Респонденты отмечают, что оборудование приобретается ими в соседних регионах , при этом затрачиваются гораздо большие средства на транспортировку, не подозревая, что подобное оборудование уже производится в областном центре на импортном или отечественном оборудовании с использованием импортных (отечественных) технологий. Отрасли промышленности предприятий-участников Распределение предприятий, принявших участие в опросе, по отраслям. В большинстве случаев предприятия-участники относятся к машиностроительной, деревообрабатывающей отрасли промышленности (42%) и сфере услуг (36%). Причины привлечения оборудования. На первом месте среди причин, побуждающих к привлечению оборудования, стоит возможность увеличения объема заказов (84,1%) и повышение качества работы (100%). 80% опрошенных малых предприятий указали на необходимость привлечения оборудования для снижения стоимости заказов, внедрения новых проектных разработок, повышения качества работ. В увеличении объема заказов, повышении качества работ, заинтересованы 57% крупных предприятий. Основные способы, которые используют предприятия для привлечения оборудования: 1. Займы (кредиты) – 63% 2. Собственные средства – 36% 3. Финансовая аренда (лизинг) – 1%. Среди 35% предприятий, внедривших оборудование, только 1 % - за счет лизинга- это крупное предприятие. Малые и средние предприятия, как правило, используют собственные оборотные средства. Причины, мешающие использованию лизинга С проблемой отсутствия необходимых знаний в данной области сталкиваются все – и крупные и малые предприятия. Во многом это объясняется различным толкованием предмета лизинга в ГК и Законе «О лизинге». Основные причины, % Отсутствие достаточных знаний -34% Недостатки в законодательстве- 16%, в т.ч. незащищенность лизингополучателя -8% Отсутствие информации -42% Отсутствие дополнительных площадей- 7% Участие в лизинге 10% опрошенных предприятий принимали участие в составлении бизнес-планов для получения оборудования по лизингу. Недостаток финансовых знаний, сложность составления бизнес-планов для субъектов малого предпринимательства, невозможность обеспечения залога, предоплаты , не позволяет им полноправно участвовать в лизинге. Крупные же предприятия претендуют на крупномасштабный лизинг. Программа поддержки малого предпринимательства, разработанная Администрацией Курганской области, предусматривает его участие в конкурсе бизнес-проектов для получения оборудования в лизинг. Однако, по данным за 1 полугодие 2001г пока ни одно предприятие, из принявших участие в конкурсе, не смогло достаточно обоснованно рассчитать предполагаемые денежные потоки. На вопрос о необходимости профессиональной помощи в подготовке специалистов и документов положительно ответили 80% респондентов, 10% - не имели достаточной информации о приоритетных направления лизинга. На вопрос участия в последующих конкурсах, после получения необходимых знаний и консультаций, положительно ответили 98%. Проведенное исследование позволяет прийти к следующим выводам: 1. Финансовая аренда (лизинг) на территории Курганской области развивается недостаточно активно. Количество предприятий-лизингополучателей – единицы. Кроме того, это крупные предприятия. 2. Развитие лизинга имеет значительные перспективы . 3. Участие в лизинге МСП тормозится в значительной степени отсутствием необходимых знаний и информации о потенциальных лизингодателях. 4. Наибольшее значение для развития лизинга имеет: - Распространение практики использования лизинга как инструмента финансирования МСП - Развитие рынка консалтинговых и маркетинговых услуг - Привлечение на льготных для МСП условиях дополнительных площадей - Создание «Курганской лизинговой компании» - Информированность о государственных программах развития лизинга для МСП. Существующие тенденции развития российской экономики и совершенствование нормативно-правовой базы позволяют предполагать в ближайшем будущем развитие финансовой аренды (лизинга).
|
|
|
|