Массированная реклама здорового образа жизни сделала свое дело. Потребление питьевой и минеральной воды, которая пропагандируется как непременный атрибут здорового жизни неуклонно растет. Рынок питьевой и минеральной воды на сегодняшний день является одним из самых быстрорастущих потребительских рынков в России. По оценкам аналитиков его емкость составляет около $800 млн. в год или 1,25 млрд. литров в натуральном выражении. На долю минеральной и питьевой воды приходится около 40% всего рынка безалкогольных напитков.
Под общим названием «минеральные воды» объединены абсолютно различные по составу и назначению продукты, что далеко не всегда известно конечному потребителю. Часто люди даже не отличают просто очищенную питьевую воду от природной минеральной воды. В соответствии с действующим ГОСТом к питьевым минеральным водам относятся подземные воды природных источников, которые характеризуются постоянством химического состава. В зависимости от уровня минерализации воды и содержания специфических компонентов различают столовые, лечебно-столовые и лечебные питьевые минеральные воды.
• Столовые воды имеют общую минерализацию не более 1 г/л при отсутствии специфических биологически активных компонентов. Такую воду можно пить без ограничений.
• К лечебно-столовым относятся воды, имеющие общую минерализацию до 10 г/л, а также воды, минерализация которых менее 1 г/л, но содержащие биологически активные компоненты. Такие минеральные воды используют в качестве профилактики различных заболеваний, также иногда и в лечебных целях.
• Минерализация лечебных вод составляет 10-15 г/л. К леченым водам также относятся воды, минерализация которых меньше указанной величины, но обладающие повышенным содержанием биологически активных компонентов.
Как уже упоминалось, рынок минеральной воды в России развивается очень динамично. В 2002 и 2003 годах производство и потребление минеральной воды росли в среднем на 30% в год.
На данный момент в России потребление минеральной воды составляет порядка 10 литров на человека в год. Для сравнения, в Европе этот показатель достигает 100 литров на человека в год. По данным исследовательской компании КОМКОН 23,% россиян потребляют минеральную воду два-три раза в неделю. И только 4,8% не пьют минералку вообще (см. диаграмму 1).
Диаграмма 1. Частота потребления минеральной воды в России*.
* по данным исследовательской компании КОМКОН
К наиболее популярным торговым маркам относятся в первую очередь те, которые были известны потребителям еще с советских времен, в частности такие как «Нарзан», «Ессентуки», «Боржоми» и др. Также пользуются популярностью брэнды, принадлежащие крупным западным компаниям – Aqua Minerale и Bonaqua (см. диаграмму 2).
Диаграмма 2. Наиболее популярные торговые марки минеральной и питьевой воды*.
* данные опросов. Респондент мог выбрать несколько вариантов ответа.