Макароны – традиционный вид гарнира в российских семьях, который в силу быстроты приготовления и относительной дешевизны вряд ли потеряет свою популярность в ближайшие годы, хотя в последнее десятилетие и отмечается тенденция некоторого снижения потребления макаронных изделий под действием конкуренции со стороны рынка вермишелей, картофельного пюре быстрого приготовления и проч.
Рассматривая вопрос о российском производстве, следует отметить, что за последние годы на рынке макарон отмечается тенденция роста, которая наблюдается с 1996 г., где благоприятное влияние оказал и августовский кризис, когда большинство потребителей вынуждено было переориентироваться на дешевые продукты. Однако уровень 1991 г. (после которого вплоть до 1996 г. наблюдался существенный спад производства, что оценивалось в 1996 г. примерно в 40% от объема выпуска 1991 г.) так и не был достигнут. На рис. 1. показана тенденция роста производства макаронной продукции российскими предприятиями, начиная с 1996 г., данные приведены в %-х к объему производства в 1991 г. (1 115 000 т.)
Рис. 1. Динамика производства макаронной продукции российскими предприятиями, в %-х к 1991 г.
Как видно на рис.1, темпы роста производства макаронных изделий в последние годы снижались, что говорит о близости рынка к его насыщению. Некоторые эксперты говорят о том, что рынок уже перенасыщен, объемы производства превышают объемы потребления.
В последние несколько лет рынок характеризуется ростом конкуренции между российскими производителями, что вызвано рядом причин:
- ростом числа игроков рынка в послекризисные годы благодаря относительно небольшим (про сравнению с другими отраслями) затратам на открытие производства.
- возрастанием объема импорта
В результате дефолта 1998 г. отечественным производителям удалось практически вытеснить с российского рынка зарубежные компании, которые занимали в то время порядка 50%. В последние годы доля импортной продукции остается сравнительно небольшой, по оценкам экспертов, на уровне 4-5%, однако в абсолютных показателях объем импорта увеличивается более быстрыми темпами, чем на конец 90-х гг., что может затронуть интересы российских предприятий. Так, в 2002 г. прирост объема импорта составил порядка 13% (см. рис. 2).
Рис. 2. Динамика объемов импорта макаронной продукции в РФ, т.
- ростом ввода новых производственных мощностей
Крупнейший игрок рынка, ОАО «Макфа», запустил новые линии по производству макарон в 2002 и 2003 гг., а также планирует это сделать и в 2004 г. ОАО "Вермани", также входящее в число заметных игроков, по данным газеты «Ведомости», планирует в 2004 г. запустить новую линию по производству короткорезаных макаронных изделий мощностью 72 т в сутки (2160 т в месяц).
- некоторым снижением потребления населением макаронных изделий
- а также возрастающим давлением со стороны товаров – заменителей, прежде
всего, продуктов быстрого приготовления (вермишели, каш, пюре).
В результате ряд экспертов считает, что в ближайшие годы «выживут» в этой борьбе лишь крупнейшие производители, имеющие отлаженные технологии для выпуска качественной продукции, поскольку емкость рынка ограничена.
Сегодня к крупнейшим игрокам российского рынка макаронных изделий относятся упоминавшееся выше ОАО «Челябинская макаронная фабрика Макфа», ОАО «Экстра М», ОАО «1-ая Петербургская макаронная фабрика», ОАО «Русский продукт», ЗАО Самарская макаронная фабрика «Верола», ОАО «Вермани», ОАО Комбинат хлебопродуктов им. Григоровича, ЗАО НПФ «Алтан». Среди иностранных брэндов наиболее известны Рasta Zara, Semolina, Federici, однако они занимают сегмент класса «премиум».
Характерной особенностью данного рынка является взаимосвязь между выпуском макаронной продукции и ее «сырья» - муки. Так, выпуск макарон был освоен многими предприятиями мукомольной отрасли, вынужденными в условиях рыночной экономики диверсифицировать свое производство.
Крупнейшие игроки рынка (ОАО «Макфа», ОАО «Экстра - М») имеют соответствующие зонтичные брэнды (мука и макароны «Макфа» и т.п.). Такая связь позволяет выдерживать конкуренцию при условии роста цен на муку.
По оценкам экспертов, прогнозы российского рынка макаронной продукции таковы:
отсутствие количественного роста рынка, закрепление его долей за крупнейшими компаниями и уход с рынка множества мелких производителей, «сдвиг» рынка в сторону более качественной продукции - сегмента класса «А», которому будет посвящен следующий обзор.