Система ММЦ: Система межрегиональных маркетинговых центров
English English Italiano Italiano
О Системе ММЦ География Новости организации События СМИ о нас Контакты
Услуги

Развитие международного сотрудничества

Поиск и подбор партнеров в регионах

Маркетинговые исследования

Продажа готовых обзоров
Деловые миссии в регионы
Реестр конкурентоспособных предриятий
Базы данных

Предприятия

Деловые предложения

Инвестиционные проекты

Мероприятия

Реестр маркетинговых работ
Сервис портала

Визитные карточки

Создание сайта на нашем портале

Подписки
Справочная информация
Сведения о регионах
В помощь маркетологу
Региональные маркетинговые центры в Системе ММЦ
ММЦ "КУРГАН"

Год основания: 2000
Руководитель: Меньщикова Лариса Витальевна
Штатных сотрудников: 5 человек
Интервьюерская база: 25 человек

Наши аналитические статьи и обзоры
Обзор российского рынка макаронных изделий. Часть 2

Обзор российского рынка макаронных изделий. Часть 2

Продолжая тему рынка макаронных изделий, остановимся более подробно на сегментировании данного рынка по видам продукции в зависимости от качества, а точнее, от используемого при приготовлении сырья.

Лидерами по потреблению макаронных изделий, несомненно, являются итальянцы. По данным UN.I.P.I.(Unione Industriali Pastai Italiani), потребление макаронных изделий на душу населения оценивалось в 28,2 кг в год (1999 г.). В этот же период в России потребление составляло 6 кг в год (14-е место). В последние годы на российском рынке макаронных изделий отмечается тенденция некоторого снижения потребления данной продукции.

Однако между макаронами итальянскими и макаронами российскими существует значительная разница. Если итальянские производятся из твердых сортов пшеницы, то в России в большинстве случаев (практически вся относительно дешевая продукция, представленная на рынке) – из мягких, что отражается на питательных свойствах . Макароны из мягких и твердых сортов пшеницы имеют различную углеводную структуру. В твердой пшенице присутствует крахмал, имеющий кристаллическую форму, т.к. он не разрушается при размоле; а в мягкой пшенице крахмал присутствует в так называемом "аморфном состоянии". Поэтому если итальянцы и могут употреблять в пищу много макарон без риска для фигуры, то для россиян такая «диета» не подходит.

В соответствии с таким разделением на российском рынке макаронных изделий выделяются два сегмента: группа «А» - качественные из твердых сортов пшеницы и группа «В» - менее качественные из мягких сортов пшеницы. Соотношение этих сегментов в 2002 – 2003 гг. оценивается экспертами примерно как 1:2.


Рис. 1. Соотношение сегментов «А» и «Б» на российском рынке макаронных изделий

Россия - одна из немногих европейских стран, где производятся «мягкие» макароны. Основных причин использования при производстве макаронных изделий мягких сортов пшеницы несколько. Первая – проблема сырья, т.к. необходимо выращивание соответствующих видов пшеницы. В России выделяется несколько основных зон произрастания твердых сортов пшеницы – Алтайский край, Саратовская и Оренбургская области. Но даже там возникают проблемы с переоборудованием производства для ее переработки. Другая проблема – проблема сбыта, что, по мнению специалистов, может быть еще более существенным, т.к. переход на использование твердых сортов пшеницы приведет к повышению конечной стоимости макаронных изделий, а это может значительно сказаться на потребительском спросе.

Однако в последние годы к группе «А» наблюдается весьма существенный интерес со стороны российских производителей. Если не так давно макаронные изделия из твердых сортов пшеницы были представлены практически одними зарубежными компаниями, то в последние несколько лет продукция зарубежного производства стала занимать лишь небольшую часть. Потеснить «иностранцев» удалось, прежде всего, за счет более низкой стоимости, хотя в первое время были моменты, когда потребители воспринимали российские макароны данного сегмента как подделку. В последние годы, по оценке журнала «Эксперт», доля российских производителей в группе «А» доходит до порядка 80%.


Рис. 2. Доля производителей на российском рынке макарон из твердых сортов пшеницы, 2002 г
(Данные консультационного центра "Ирбис")

На рис. 2 представлены основные российские производители макаронных изделий из твердых сортов пшеницы.

Со второй половины ноября 2002 г. в конкурентную борьбу на данном сегменте рынка макаронных изделий включился еще один из крупнейших игроков рынка - ОАО «Экстра – М», запустив производство макарон из твердых сортов пшеницы - «Экстра М Люкс».

Тем не менее, доля макарон из твердых сортов пшеницы в общем объеме производства крупнейших российских компаний, по оценке журнала «Эксперт», составляет порядка 25%, остальные три четвертые - обычные «мягкие» макароны.

Однако и здесь бывают исключения. Так, у нижегородской макаронной фабрики «Вермани», специализирующейся на производстве «твердых» макарон, на группу «А» приходится порядка 80% выпускаемого объема продукции.

Данный сегмент рынка макаронных изделий оценивается экспертами как весьма перспективный. Несмотря на то, что потребление макарон в целом снижается, прогнозируется спрос на продукцию высокого качества, и в ближайшие годы доля группы «А» на российском рынке достигнет 50% (по данным ряда специалистов). Однако произойдет это, прежде всего, за счет крупных городов, где платежеспособность населения является относительно высокой, тогда как в более удаленных регионах макароны из мягких сортов пшеницы вряд ли утратят свою популярность.

Гамазкова Лилия E-mail: LiliyaSG@yandex.ru

Маркетинговые обзоры продовольственного рынка России, а также обзоры на другие темы Вы можете прочитать - в рубрике "Наши аналитические статьи и обзоры" раздела "Аналитика"

 
2003 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"
Правила републикации
материалов сайтов
НП "НДП "Альянс Медиа"

Политика конфиденциальности