"Осенний дефицит на рынке стеклотары"(часть 2)
Страшное слово «дефицит» больше относится к обоим секторам рынка, а вот сезонный – осенний дефицит, больше присущ первому сектору рынка стеклянной тары – стеклянным банкам для таких продуктов как овощная, плодово-ягодная и фруктовая консервация. Для представления полной ситуации на этом рынке, в этой части мы рассмотрим второй, но не менее важный и интересный сектор – сектор стеклянных бутылок для безалкогольной и алкогольной продукции. Потребителями таких бутылок, в свою очередь, являются заводы и комбинаты по выпуску алкогольной и слабоалкогольной продукции, газированных напитков, минеральной воды, и прочих дополнительных продуктов питания или специй (уксусы, соусы). Но больший спрос на стеклянные бутылки происходит именно со стороны производителей пива – это наиболее важный и перспективный сектор клиентов для заводов, производящих стеклянную тару. Cделаем краткий ракурс по развитию пивоваренной отрасли в России.
Краткая характеристика пивоваренной отрасли
По мнению экспертов, рынок пива находится сегодня на стадии роста, но интенсивные темпы роста здесь сменяются экстенсивными, хотя в целом рынок растет, темпы роста падают (рис.1.).
1999-2000 гг – Источник Госкомстат РФ. 2001-2002 гг. – Прогноз. Источник Союз Российских Пивоваров.
В 2000 году различные источники давали оценку реальному объему рынка пива около 55 млн. гл., а среднедушевому потреблению пива 38-40 л. Бесспорно, европейские показатели потребления пива на душу населения в 1,75 раз больше – 65-70 литров пива на человека. Исходя из этих данных, можно предположить, что потенциальный объем российского рынка пива колеблется около значения 95-100 млн. гл. Не удивительно, почему такая марочная война разгорелась последние несколько лет в этой отрасли – рынок действительно очень перспективен. Да и исследования предпочтений потребителей среди алкогольных напитков отмечают рост популярности со стороны населения к слабоалкогольным напиткам.
Среди основных производственных пивоваренных групп следует выделить – «Балтика» и «Sun Interbrew».
Высокая конкуренция на рынке привела не только к активному росту количественных показателей, характеризующих рынок, но и качественных. Например, повысилось качество продукции и технологии, производители сегодня концентрируют свои усилия на неценовых методах конкуренции: усиливая структуру сбыта, организуя рекламную поддержку своей марке и т.д. Этот рынок в Росси можно отнести к одному из наиболее развитых и перспективных.
Как мы видим, целевой сегмент покупателей стеклянной тары велик, алкогольная и пивоваренная отрасли успешно развиваются, а это характеризует рассматриваемый сегмент стеклянного рынка с положительной стороны.
Объем рынка стеклянной бутылочной тары в России – 8-10 млрд. бутылок в год. Реально отечественные стекольные заводы удовлетворяют потребности в стеклянных бутылках только на 30-37%, например в 2000 году, отечественными стекольными заводами было произведено 3 млрд. шт. стеклянной тары, на 6,4 млрд. рублей. Остальные 63-70% неудовлетворенного спроса делятся между импортными производителями стеклянной тары – 20% (ежегодный рост импорта – около 10%, основные страны-поставщики – страны ближнего зарубежья) и таким решением стекольной проблемы, как использование оборотной тары (рис.2.).
Источник – журнал «Эксперт» 18/04/2001.
Процент использования оборотной тары - от 40% и выше всей потребности в стеклянных бутылках на российском рынке, а точнее - от 3,2 млрд. бутылок и более, то есть это значение превышает показатели отечественного производства. В западных странах процент использования оборотной тары в 3-4 раза меньше, чем в России, но это далеко не часть успешной экологической программы в нашей стране, это все тот же «дефицит» – или недостаток предложения на рынке стеклянной тары. Ведь организация поиска поставщика оборотной тары и самой поставки – вопрос довольно проблематичный – функционирование системы сбора стеклотары не отлажено, да и без этого качество стекла низкое, а разница в цене не столь велика. Хотя проблемы приема стеклянной тары для вторичной переработки уже начинают привлекать внимание местных властей, например, московская администрация реализует проект организации приема у населения стеклянной тары для вторичной реализации. Но все же крупные заводы-потребители стеклянных бутылок предпочитают поставки первичной стеклянной тары, хотя в условиях дефицита – и этот фактор уже не имеет большого значения.
Наиболее крупными производителями этого рынка считается холдинг РКМ, объединяющий Карминский, Камышинский и Смоленский (завод «Рослав») стекольные заводы, завод «Раско», Стеклохолдинг. Но несмотря, на растущий спрос на стеклянную тару, у производителей стеклянных бутылок есть свои проблемы: потребность в повышении качества стекла и стеклянной тары, то есть необходимость модернизации оборудования (это вследствие жесткой конкуренции на рынке пива, производители стремится улучшить качество не только продукта, но и упаковки), задержка оплаты клиентами и т.д.
Направление производства стеклотары, учитывая потенциал рынка, и структуру рынка, уже несколько лет является перспективным для инвестиций. Остается надеяться, что стеклянная тара отечественных заводов в скором времени сможет составить достойную конкуренцию импортным аналогам.
15.09.2001.
Алена Родина.
|