В прошлый раз мы рассмотрели основные тенденции на рынке слабоалкогольных коктейлей в последние годы. Сегодня поговорим об основных участниках этого рынка. А также вкусах и предпочтениях потребителей.
Как уже упоминалось, более 80% рынка контролируют шесть компаний.
Это «Хэппилэнд», «Очаково», «Бородино», «Браво Интернешнл», Gillbert & John Greenall Ltd и Oy Sinebrychoff Ab.
«Хэппилэнд» – крупнейшая компания на рынке слабоалкогольных коктейлей, занимает первое место по объемам продаж. Доля рынка этой компании порядка 25%.
По итогам мониторинга мирового рынка напитков "World Trends Repor / The Global Drinks Record`s, проведенного весной 2004 года международным рейтинговым агентством The IWSR (Великобритания) компания "Хэппилэнд" заняла 5 место в мире по объему продаж своей продукции.
Торгово-производственный холдинг «Хэппилэнд» был основан в 1994 году. В 2003 году его оборот составил около $110 млн. Ей принадлежат такие брэнды как «Казанова», «Трофи», «Бухарин», «Манчестер», «Айс Дог».
А также компания «Хэппилэнд» с февраля 2004 года обладает эксклюзивными правами по управлению торговой маркой «Red Devil» (слабоалкогольные и безалкогольные напитки) на территории РФ.
«Бородино» представляет собой крупный холдинг по производству соков, лимонадов, минеральных вод, кондитерских изделий, мороженого, консервированных овощей и других продуктов питания. Среди сфер деятельности компании строительство, сельскохозяйственное направление, транспорт, упаковочное производство и многое другое.
Компания «Бородино» является одним из российских лидеров по производству слабоалкогольных коктейлей, занимая третье место после компаний «Хэппилэнд» и «Очаково».
Компания предлагает несколько серий слабоалкогольных коктейлей – «Отвертка», «Вертолет», «Пират», «Ля-ля-фа» и «Коварная Мэри».
Компания «Браво Интернешнл» выпускает слабоалкогольные коктейли под следующими брэндами «Браво», On-Line, «Лимонка».
На пивоваренном заводе «Вена» (Санкт-Петербург), одним из владельцев которой является финская компания Sinebrychoff производится слабоалкогольные коктейли под одноименной торговой маркой Sinebrychoff Gin и Golden Cap.
Основные потребители слабоалкогольных коктейлей – молодые люди, наиболее подверженные влияниям моды. Хотя по-прежнему первое место по популярности занимают традиционные коктейли на основе джина, не сильно отстают от них и коктейли, изготовленные на водочной основе. По данным компании «Хэппилэнд» на долю коктейлей на основе джина приходится около 40-50% общего объема продаж по России, доля коктейлей на водочной основе составляет 30-40%, оставшаяся часть приходится на коктейли на основе рома и мартини.
По итогам 2003 года в десятку самых популярных в России слабоалкогольных коктейлей в основном вошли коктейли с традиционным вкусом. Лидерские позиции по-прежнему держитджин-тоник. Первые три позиции, по данным компании «Бизнес Аналитика», принадлежат коктейлям с джином производства компаний «Очаково» и «Вена», а также джин-тоник Greenall”s, хотя совокупная доля этих трех марок за 2003 сократилась более чем на 2%. В десятку самых популярных марок вошли также два коктейля компании «Хэппилэнд» – «Трофи Фейхоа» и «Казанова».
В Европе слабоалкогольные коктейли в основном разливаются в стеклянную тару. В России же наиболее распространенной упаковкой для слабоалкогольных коктейлей является жестяная банка. Доля стеклянной тары хоть и увеличивается, по-прежнему составляет мене 3-4%. И хоть наиболее перспективным сегментом рынка на данный момент является сегмент премиум-напитков, для которых и используется стеклянная тара, значительного увеличения доли «стекла» вряд ли можно ожидать.
Диаграмма 1. Соотношение различных видов упаковки слабоалкогольных коктейлей.
Подводя итог всему вышесказанному можно выделить следующие тенденции и перспективы рынка слабоалкогольных коктейлей:
• Снижение темпов роста объемов рынка;
• Увеличение доли премиум-сегмента, как в Москве, так и в регионах;