Судьба алюминиевой банки на российском рынке
В советские времена стандартной тарой для пива и газированных напитков считалась стеклянная бутылка. Но несколько лет назад на российском рынке появились напитки в аккуратных алюминиевых баночках. Первая реакция потребителей – интерес к новой упаковке. Но в дальнейшем, с ростом ассортимента, благосостояния населения, и требований к качеству продукции стал у потребителей складываться определенный стереотип недоверия к напиткам в такой упаковке. Проведенные исследования подтвердили, что потребители считают напитки в алюминиевой таре менее качественными, содержащими большое количество консервантов и прочих добавок, «имеющими привкус жести».
После августовского кризиса 1998 года цена на напитки в алюминии возросла, ведь часть подобной тары импортировалась, а другая часть банок хоть и производилась в России, но из импортного сырья. Популярной упаковкой после кризиса стали пластиковые бутылки, благодаря низкой цене, как самой упаковки, так и соответствующих напитков. Потребление напитков в алюминиевой банке снизилось в несколько раз (рис.1).
Сейчас ситуация на рынке алюминиевой тары несколько изменилась. Основными отечественными производителями сегодня являются:
- компания PLM, входящая в холдинг REXAM, имеющая производство в городе Наро-Фоминске, мощность которого 1,75 млрд. банок в год;
- Ростар-холдинг, входящий в группу «Русский алюминий», объединяющий завод по производству алюминиевой тары «Ростар» мощностью 1,5 млрд. банок, Дмитровский опытный завод алюминиевой ленты и компанию «Экоинжиниринг», занимающуюся вопросом утилизации алюминиевых банок;
- «Балтийский алюминий», планирующий свои производственные мощности по выпуску алюминиевой тары в количестве 0,6 млрд. банок.
Таким образом, производственные мощности в нашей стране позволяют сегодня производить до 3,75 млрд. банок в год. Какова же реальная ситуация на рынке? Как мы уже сказали, после кризиса произошел сильный спад производства и потребления напитков в алюминиевой таре. Так как к подсознательной осторожности покупателей к напиткам в алюминиевых банках присоединился еще и фактор низкой платежеспособности населения. Позднее темпы роста потребления напитков в алюминиевой таре стали несколько возрастать.
Основными покупателями алюминиевой тары являются производители слабоалкогольных напитков и газированных напитков (лимонадов). Один из перспективнейших сегментов этого рынка – производители пива. Интересен этот сегмент промышленных потребителей высокими темпами роста их рынка и его потенциалом. Потенциал развития сегмента баночного пива велик, потому что:
- во-первых, существует определенный дефицит на стеклянные бутылки на рынке тары, что становится проблемой для производителей пива и подталкивает их к необходимости использования альтернативной упаковки;
- во-вторых, алюминиевая тара обладает уникальными характеристиками: она не влияет на вкус напитков, удобна в использовании для потребителей. Например, в европейских странах потребление пива в алюминии очень распространено и исчисляется несколькими десятками бутылок на человека в год, в России же этот показатель - менее десяти. Удобна такая банка и при транспортировке для производителей и продавцов, так как алюминиевая банка легче и прочнее стеклянной бутылки.
Также необходимо подчеркнуть такое преимущество алюминиевой тары, как экологичность этой упаковки, то есть возможность сбора и дальнейшей утилизации. В некоторых странах утилизация алюминиевых банок стала самостоятельным направлением бизнеса, приносящим прибыль. Например, в Америке, самые высокие результаты по утилизации данного вида упаковки – 62-63%. В нашей стране такая переработка несколько усложнена отсутствием структуры дифференцированного сбора мусора у населения. Тем не менее, компания «Экоинжиниринг», входящая в холдинг «Ростар» специализируется на экологической утилизации алюминиевых банок.
Учитывая особые характеристики использования алюминиевых банок в качестве упаковки, в начале прошлого года, соединив силы для общего продвижения своей уникальной упаковки, изменения стереотипа и ассоциативной позиции алюминиевой банки в сознании потребителей, PLM и «Ростар» запустили совместную рекламную акцию. Цель рекламной компании заключалась в повышении популярности алюминиевой банки как упаковки для напитков среди конечных потребителей. Но, несмотря на благоприятный эффект после проведенной рекламной акции, доля баночного пива на рынке остается незначительной - 1-2%, мощности заводов пока незагружены, а некоторые производители напитков предпочитают закупать алюминиевые банки за границей.
Эксперты прогнозируют рост популярности напитков в алюминиевой таре, благодаря ее индивидуальности и удобству как для потребителей, так и для производителей.
ОБСУДИТЬ эту статью на форуме «Отечественное или импортное?».
29.10.2001.
Алена Родина
|