В прошлый раз мы затронули тему грибного производства в России, сегодня мы ее продолжим. В настоящее время российский рынок культивируемых грибов активно развивается. Общая емкость рынка оценивается в 40 – 50 тыс. тонн. Примерно 50% от общего потребления приходится на свежие грибы. Объем российского рынка замороженных грибов в 2003 году составил порядка 15 тыс. тонн.
На московский регион приходится порядка 20% рынка свежих культивируемых грибов. При этом соотношение в потреблении между шампиньонами и вешенкой составляет примерно 80% к 20%.
Количество российских производителей грибов невелико, можно сказать, что эта отрасль только-только начала развиваться. Большая часть российского производства располагается в Подмосковье и в Поволжье.
Основными производителями являются следующие компании:
• Группа компаний «Ледово» (торговая марка «Снежана»);
• ООО "Комбинат сельскохозяйственной и дикорастущей продукции «Живица» (торговая марка «Живица»);
• Хладокомбинат «Западный» («4 сезона»);
• Компания «Ледяной мир» («Смак»).
Группа компаний «Ледово»
История группы компаний «Ледово» началась в ноябре 1994 года, когда была основана компания «Сальмон», основной деятельностью которой была продажа импортируемых замороженных морепродуктов. Затем по мере развития на основе компании «Сальмон» была образована группа компаний «Ледово».
Сегодня Группа компаний «Лёдово» – огромный холдинг из нескольких торговых и производственных предприятий. По оценке экспертов, эта российская корпорация входит в тройку крупнейших поставщиков замороженных морепродуктов, овощей и грибов на отечественный рынок. По объемам выращивания шампиньонов Группа компаний «Лёдово» уже сегодня занимает второе место в России. По данным исследования компании «Business Analytica», проведенного в ноябре 2003 года, Группа компаний «Лёдово» заняла 9,5% (в денежном выражении) рынка замороженных овощей, грибов и ягод.
Холдинг производит и продает с 1997 года продукцию под собственными торговыми марками – «Сальмон», «Снежана», «Bon Appetit».
В 2000 году началось строительство собственного агрокомплекса «Лёдово» по выращиванию шампиньонов. В 2002 году комплекс был запущен и в настоящее время работает с производительностью 1000 тонн продукции в год. Потенциал агрокомплекса ― производство 4000 тонн свежих грибов ежегодно.
К IV кварталу 2005 года группа компаний «Лёдово» планирует увеличить объем производства замороженных грибов до 3 000 тонн в год.
ООО "Комбинат сельскохозяйственной и дикорастущей продукции «Живица»
ООО "Комбинат сельскохозяйственной и дикорастущей продукции «Живица» создан на базе ООО «Томская Продовольственная Компания». В настоящее время, это крупнейшее за Уралом предприятие по переработке дикорастущих ягод, грибов, кедровых шишек, ореха и овощей. Основными видами деятельности комбината являются производство замороженных и сушеных ягод, грибов, овощей, а также производство маринованных и соленых грибов. Помимо этого комбинат занимается комплексной переработкой кедровых шишек и кедровых орехов. Среди продукции, которую предлагает данное предприятие можно встретить: грибы белые, лисички, подосиновики, подберезовики, моховики, маслята, опята, шампиньоны, строчки, сморчки обыкновенные, сморчки конические, волнушки и грузди.
Компания «Ледяной мир»
Московская компания «Ледяной мир» производит свежезамороженные овощи смеси, грибы, ягоды, картофель фри под торговой маркой «Смак» из натуральных продуктов по современной технологии быстрой заморозки. А также предлагает мороженое и замороженные полуфабрикаты: пельмени, блинчики, пиццу, слоеное тесто, котлеты, рыбную кулинарию, креветки.
Доля импорта на российском рынке грибов всегда была довольно велика. Российские производители пока не готовы удовлетворить быстрорастущий спрос на грибы, поэтому с этой задачей справляются польские, китайские и прибалтийские компании.
Перспективы роста грибной отрасли в России довольны большие, особенно это касается рынка культивируемых грибов. Рынок еще далек от насыщения. И по прогнозам экспертов его рост в ближайшие годы составит не менее 10 – 15% в год.
Спрос растет гораздо более быстрыми темпами, чем предложение. Во-первых, этому способствует пропаганда здорового образа жизни, а во-вторых, увеличение доходов населения. Структура потребления грибов меняется в сторону увеличения доли свежих грибов.
Культивируемые грибы являются экологически чистым продуктом, они не содержат красителей и консервантов. Таким образом, именно рынок свежих культивируемых грибов имеет самый значительный потенциал роста. По оценкам экспертов его потенциальная емкость составляет как минимум 300 тыс. тонн.