Подводя итоги прошедшего года можно отметить дальнейшее развитие розничной торговли в России. По данным Росстата, в нашей стране оборот розничной торговли по итогам 2004 года составил 5 трлн. 565,5 млрд. рублей, что на 12,1% больше по сравнению с предыдущим годом. В целом последние пять лет обороты розничной торговли стабильно увеличивались на 10 – 12% в год (см. диаграмму 1).
Диаграмма 1. Динамика развития розничной торговли в России в последние годы (млрд. руб.).
Обороты розничной торговли в Москве в последние пять лет росли несколько менее быстрыми темпами, чем общероссийские (см. диаграмму 2). В 2004 году прирост составил только 8,3 % по сравнению с предыдущим годом и таким образом оборот розничной торговли в столице в прошлом году достиг значения в 1,4 трлн. рублей.
При этом на долю активно развивающихся в последнее время торговых сетей приходится порядка 30% от общего московского оборота и эта величина год от года постоянно увеличивается (см. диаграмму 3).
Согласно аналитическому отчету РБК, среди форматов торговых сетей, представленных в Москве, около 53% приходится на супермаркеты, 27% - на дискаунтеры, 10% - на гипермаркеты, остальные проценты - на небольшие сетевые магазины.
Диаграмма 2. Динамика развития розничной торговли в Москве в последние годы (млрд. руб.).
Диаграмма 3. Динамика роста доли сетей в обороте розничной торговли в Москве в последние годы (данные РБК).
В прошедшем году темпы роста рынка розничных сетей в России составили приблизительно 7-8%. Год охарактеризовался дальнейшим активным расширением крупных ритейлеров. Причем пути развития выбранные различными игроками рынка были разными. Одни развивались за счет продаж франшиз, другие выбрали путь слияния и поглощали менее крупные сети, третьи открывали собственные магазины. Продолжилось и активное освоение регионального рынка. Развитию розничной торговли в регионах будет посвящен следующий обзор.